|
ГЛАВНАЯ АРХИВ НОМЕРОВ №106 МИФЫ О РОССИИ |
Из самой ожидаемой книги года - о замках и ключах |
До выхода самой ожидаемой книги года – третьего тома «Мифов о России» - осталось всего несколько дней. 1 декабря книга «О русском воровстве, особом пути и долготерпении» появится в продаже во всех лучших книжных магазинах. Наше время получило возможность познакомить читателей с новинкой чуть раньше. Итак, эссе из мифа о воровстве…
Главными ворами на Руси почему-то часто оказывались иностранцы - такие, как опричник Штаден
Давайте спустимся с разреженных высот государственной и международной политики. Отойдем на время от образа жизни и образа мысли царей, могущественных сановников и прочих великих и не очень людей.
Корни психологических стереотипов, подходов, доверия и недоверия к людям лежат в самой толще повседневного жизни народа, его исторически сложившегося быта. До самого последнего времени 80-90%, а в древности - и все 99% народа составляли крестьяне. Крестьяне много и тяжело работали, а потому к собственности своей относились трепетно. Порой бывали и скуповаты: все от той же бедности, и от того, что любая вещь доставалась им ценой очень нелегкого труда.
Но мы не будем рассуждать здесь о природной скупости и прижимистости или, наоборот, радушии русских крестьян, равно как о том, насколько они берегли свою собственность… Боялись ли воров испокон веку, трепетали ли над своим добром и готовы ли были как тот американский колонист с винчестером в руках и ежеминутным риском для жизни защищать свой дом и свое имущество.
Эти разговоры бессмысленны, ибо, во-первых, все люди были и есть разные. И крестьяне были разные, и, думаю, колонисты-первопроходцы. Разные были у них условия жизни, другие времена, иные нравы.
Во-вторых, эти рассуждения неизбежно приведут нас к политическим и даже философским обобщениям, потянутся исторические аналогии, начнутся сравнения: тут мол община – «всему кончина», а там – священное право частной собственности, У нас патриархальность, «самодержавие, православие, народность», а у них – «вторая поправка к Конституции США». (Кстати, вот забавная и почему-то мало известная у нас деталь: всем известно, что американская Конституция, написанная отцами-основателями Соединенных Штатов более 200 лет назад – ни разу не менялась. Лишь несколько раз в нее вносились важные поправки, среди которых, опять же всем известная «первая поправка», гарантирующая свободу слова. Но почему-то никто у нас не акцентирует внимание на том, что «втораяая поправка» к Конституции США, и по очередности принятия, и видимо, по важности – о праве граждан носить оружие).
Во всем мире, не успела появиться частная собственность, как появляются ключи и замки. Считается, что самый древний ключ археологи обнаружили в гробнице фараона Рамсеса II Великого (XIV-XIII век до н. э.). Был он деревянный и очень простой: с зубцами, от штифтового замка.
Фараон, конечно, монарх, – ему как всякому самодержцу очень даже было, что запирать. Но точно такое же ключи и замки находят в слоях множества городов и самых малых поселений, которым 2-3 тысячи лет. От желтых прибрежных вод Китая до Атлантики. Защищая свою собственность, люди изготовляли запорные устройства множества разновидностей, делали их из камыша, волокна, дерева, металла. Замки и ключи упоминаются даже в мифах Вавилона и Египта, в Ветхом Завете и книгах пророков.
На Древнем Востоке замки были весьма примитивные, а в Европе их быстро усовершенствовали.
Например, в Древнем Риме уже использовали близкие нам навесные замки с пружинным механизмом, которые защелкивались и открывались поворотом ключа. Более того - римляне усовершенствовали сам механизм замка: они стали делать внутри неподвижные выступы, чтобы даже похожий чужой ключ не мог в нем повернуться.
Первые полностью металлические замки создали английские ремесленники где-то во времена нашего Рюрика (нельзя не отметить – в части данного вида прикладной механики британцы славян решительно обходили). Это были железные засовы с выступами вокруг замочных скважин.
Позже европейские ремесленники разработали замки для ворот, дверей, сундуков и шкафов. Классический образ хозяйки дома: со связкой ключей в руках. Именно он встает со старинных картин голландских мастеров. Изображения таких хозяек дома можно видеть в Эрмитаже.
Мы, особенно жители крупных российских мегаполисов, последние лет 20 тоже точно помешались на замках и дверях. Бизнес по установке железных, обитых деревом (кому подороже) или дермантином с поролоном (кому попроще) дверей – процветает во всех крупных городах. Но отметим – появился он только лет 20 назад, с началом перестройки и взрывом бесконтрольной преступности, особенно квартирных краж. До того как-то никто особо не озадачивался ни прочностью входной двери, ни навороченностью дверного замка.
Но это – о входной двери. А есть еще в каждом доме - и внутренние.
Россиянина даже в наше время несколько удивляет эта часть западной культуры: европеец вечно все запирает. В доме заперты комоды и шкапы, внутренние комнаты и шкапчики на кухне. Ключи, признаемся, простенькие, и порой лежат на видном месте, никто не прячет содержимого утвари от домочадцев и гостей. Но выходит, как-то уже столетиями укоренилось в голове, – надо все запереть.
А уж замки от входных дверей! Это же произведения искусства! Они не только красивые, с орнаментом и резьбой, они еще и очень надежные. Представьте, уже в XVII веке появляются замки с цифровым кодом. Современные кодовые замки на банковских сейфах – их прямые потомки.
А если разобраться – зачем вообще нужны замок и ключ? Для защиты своего имущества, понятное дело… Каждую секунду нужно быть наготове - другие люди могут совершить действо, предусмотренное всеми Уголовными кодексами мира.
Замок становится совершенно не нужен только в одном случае – когда нет воровства. Замок и ключ – это еще и некий психологический фетиш, проявление недоверия к другим людям. Причем, если замок на воротах или входной двери – признак недоверия к чужим, то замок на внутренней двери, шкатулке или шкапчике – признак недоверия к собственным домочадцам.
…Так вот – на Руси такого разнообразия замков никогда не было. Возьмите глубокую древность. Про древних славян арабские путешественники отмечали: «в их домах нет замков и запоров».
Тут характерно не только отсутствие запоров в домах славян, но и «естественное» удивление восточных людей. Видимо, для арабов двери с замками были привычны, потому и отсутствие запоров у славян удивляло.
Славянские замки и ключи, найденные при раскопках древнерусских городов, очень просты, примитивны. (Порфиридов Н.Г. Древний Новгород. Очерки из истории русской культуры XI - XV вв. Издательство Академии Наук СССР, М. - Л., 1947).
Да и найдены они не везде. Их много во Пскове и в Новгороде, но, как говорят ученые, «Новгород – самый европейский из русских городов, а Псков – самый русский город Европы».
А в более восточных и южных городах Руси, менее европейских – там что-то бедно по части замков и ключей. Даже в XVI-XVII веках (напомню, именно тогда в Европе изобретают современный кодовый замок) в Московии замки и ключи от дверей и ворот по-прежнему довольно условные. Академик Рыбаков говорит, что эти простенькие ключи больше «похожи на ключи от шкатулок или ларцов, чем на ключи висячих замков». И ремесленной специализации замочника на Руси не было.
Как же предки обходись без запоров?! А так… Старый обычай: уходишь, подопри дверь батожком. Любой, кто зайдет во двор, увидит подпертую дверь и сразу поймет – хозяин вышел. Если в обществе не особо распространено это самое… «противоправное безвозмездное изъятие … чужого имущества»… То почему бы и не подпирать дверь батожком?
Вот русский народ и подпирал. Еще в начале ХХ века БОЛЬШИНСТВО русских людей в деревнях и малых городах домов НЕ ЗАПИРАЛИ. Вообще.
В городах народ еще пользовался замками, правда больше похожими на замочки от шкатулок. Но вот дверь заперли… И ключ положили под коврик, или бросили в почтовый ящик. После войны жизнь начала быстро меняться, и в части общественной безопасности, - совсем не в лучшую сторону (почему – тема для отдельного разговора, но любопытно, что именно тогда вышла на первый план проблема массового пьянства). И правоохранительные органы стали писать слезные призывы к расслабленному «по старинке» населению: не надо создавать милиции лишней работы, не кладите ключи на видное место. Чтобы люди послушались, потребовались немалые усилия – и воров, и милиции.
Да и сами замки… Вспомните эпизод из «Двенадцати стульев», когда Остап Бендер ногтем открывает захлопнувшийся замок и впускает в собственную квартиру инженера Щукина. Инженер с восторженным воем врывается в дом… Но простите, что же это за замок, если его можно открыть ногтем?! Этот юмор совершенно не понятен людям на Востоке и на Западе: у них просто нет и не было в те времена таких замков.
Даже сегодня зайдите в небольшой магазин, на рынок подальше от столичных городов и присмотритесь. 90% продаваемых замков – это совершенно призрачные изделия. Этакие условные замки, которые открываются, если и не ногтем, то уж точно – отверткой.
А зачем принимать более серьезные меры безопасности? Одни расходы да хлопоты. Потому что до сих пор, даже в порядком подзабывшей свою исконную «житейскую честность» провинциальной России, в той самой, с 1985 года многократно обворованной, обобранной до нитки неправедными и бесчестными властями провинции, по-прежнему не так много в домах воруют.
Не так много, как кажется тем, кто судит о жизни по криминальным хроникам центрального телевидения..
Вот бомжи в холодное время забираются на летние дачи. Вроде, ну что взять с этого опустившегося бродяги, «бывшего интеллигентного человека», с бича? О какой совести его можно говорить? Но и бичи, пересидев зиму в относительном тепле, попользовавшись имуществом, часто уходят, ничего с собой не «прихватив». Такие нецивилизованные люди.
Цивилизованные живут иначе, это факт. Будете за границей – посмотрите, какие внушительные и надежные «замочные изделия» продаются там. Вот это – настоящие замки! Сразу видно, что их создали люди, вкладывающие душу в свою работу, а приобретают те, кто очень озабочен сохранностью своего имущества. И кто окружающим – не доверяет.
Прошу понять меня правильно: я совершенно не хочу идеализировать довольно грустное настоящее, и отрицать проблему бытового воровства в нашей стране. Она есть, воруют в метро из сумочек, режут подкладки и вынимают потрмоне, бьют стекла в машинах или, просто отвлекая водителей, вытаскивают портфели из салонов хороших авто. Например, только из моих личных знакомых в Москве не менее десятка (!) человек лишились таким образом за рулем ценных вещей и документов. Все это так. Особенно – в крупных европеизированных российских мегаполисах.
Но, во-первых, как говорят режиссеры, не надо все драматизировать. Во-вторых, давайте взглянем на нашу историю непредвзято, взглянем на уклад жизни наших предков, и мы убедимся, что в части бытовой «народной» честности – нам уж точно совершенно нечего стыдится. Более того, есть чему и поучиться у наших дедов и прадедов. Если и говорил аристократ Карамзин о России одним словом – «Воруют-с…» (а мы уже убедились – никогда не говорил, и в мыслях не имел), то уж точно он не мог подразумевать при этом простой русский народ.
И в заключение три небольших эпизода – штриха к этому эссе о «бытовом воровстве», о замках и запорах.
Первый рассказ – можно сказать исторический, из жизни старой Москвы конца XIX века. Недавно перечитал замечательную книгу Гиляровского «Москва и москвичи». Автор много и сочно пишет о самом сердце московского преступного мира – знаменитой Хитровке, территории, где не было никакого права, ни частного, ни уголовного, где не существовало никаких понятий о «буржуазной морали» и Своде законов Российской империи. Это было дно общества, выпаренный концентрат дореволюционного преступного мира. Советская власть смогла уничтожить Хитровку практически за сутки, но для этого требовалась недюжинная политическая воля большевиков, коей не хватало ни романовской администрации, коей нет в деле борьбы с организованной преступностью в РФ и сегодня.
Но тут интересна вот какая история. Гиляровский пишет, как однажды он пошел со своим приятелем погулять днем по Хитровке, этакий экстремальный «туризм по трущобам» был популярен среди друзей Гиляровского, и они нередко просили его провести с экскурсией по самым злачным местам. И вот, приятель забыл дома папиросы. Дядя Гиляй кликнул какого-то случайного беспризорного мальчишку, одного из сотен снующих по рынку голодранцев, и сунув ему рублевку (в современном эквиваленте – купюру в 1000 рублей) попросил сгонять за папиросами в лавку. Его спутник стал хохотать: ну все, прощай денежки, тоже нашел дипкурьера для ответственных поручений. Каков же был его шок, когда минут через пять-семь чумазый босяк вынырнул из толпы с сигаретами и полной пригоршней сдачи.
«Ты, вернулся…Не украл?...» - в шоке бормотал интеллигентный приятель Гиляровского. «Что значит, не украл? - искренне возмутился пацан, - да как же можно, если поверили-то…».
Вторая история короче и свежее – август 2008 года. Мне довелось побывать в Голландии, пожалуй, самой интернациональной стране в мире. Весь Амстердам ездит на велосипедах: быстро, удобно, полезно, везде отдельные дорожки для велосипедистов. Еще и экологично, кстати. Один минус – страшное воровство. «Похитители велосипедов» в Голландии – это не милая итальянская комедия, а суровая криминальная драма.
Первое, что сразу, как только вы выйдете из здания центрального вокзала, вам предложит некий сомнительного вида негро-суринамо-индонезийский субъект,– ворованный велосипед за 10 евро. Вскоре вам покажется, что вообще все жители столицы Нидерландов ездят исключительно на ворованных и многократно перепроданных велосипедах. Наверно, именно поэтому внешний вид этих средств передвижения в Амстердаме просто чудовищен. Скажу честно, не то, что тетя Клава из самого нищего совхоза никогда не заставит себя оседлать «типичный амстердамский велик», да просто ни один бомж в нашей неизбалованной роскошью стране, в самый голодный день на него не позарится. Понять голландцев можно – зачем париться, все равно твой велосипед сегодня-завтра украдут, и за 10 евро ты купишь на углу такой же «новый». Тем не менее, даже такие велосипеды в Голландии все и всегда аккуратно пристегивают на цепочки с хитрым замочком, т.е. борются с потенциальными ворами как могут.
И вот что прочитал я в фельетоне одной местной газеты.
Вопрос: Как иностранцу определить, в какой части Голландии он находится?
Ответ: посмотрите на «пристегнутые» поблизости велосипеды. Если висит один замок – вы в тихой голландской деревушке. Если два – вы заехали в город. А если три – поздравляем! Вы в столице - Амстердаме.
И последняя небольшая история, тоже из личной практики. Как уже говорилось, старые добрые времена незапиравшихся дверей, увы, канули в Лету, нынче в Москве мода на двери прочные, в идеале – железные.
Недавно и я сам заказывал себе в квартиру такую металлическую дверь. Немолодой, но не по годам навязчивый менеджер фирмы-производителя с пеной у рта «разводил» меня на покупку двери не с обычным российским замком (тоже, кстати, не простым, «сделанным по немецкой лицензии»), а с НАСТОЯЩИМ-ИМПОРТНЫМ-ИТАЛЬЯНСКИМ. Знаете, какой был у него главный аргумент? Не поверите, но почти дословно это звучало так: «Какие мил-человек еще русские замки? Да, никогда (!) у нас их делать не умели! Все наши замки – лишь для виду, чтоб сквозняк дверь не открыл. А в Италии – ТРАДИЦИЯ! На этой фабрике замки уже 500 лет делают! Мильон комбинаций! Вся Европа на них держится! Наше ворье – слабаки, привыкли медвежатники доморощенные отверткой ковыряться да ломом, а в Европе по замкам – есть ба-а-альшие мастера, но эту фирму – никто открыть не может. Гарантия!».
Вот так, ни дать ни взять. Больше и лучше – и не скажешь :).
|
|
|
стр.5 |
// МЕДИНСКИЙ Владимир |
|
|
Взгляд из Америки: очаги терактов по-прежнему имеют северокавказскую прописку |
Атеисты и верующие – актуальное противостояние ХХI века |
Казахстан: войска стреляют в мирных людей |
Слушается дело об убийстве Свиридова |
Премия Леонида Вышеславского – А. Зараховичу и Г. Фальковичу. |
|