|
ГЛАВНАЯ АРХИВ НОМЕРОВ №110 СВОБОДА СЛОВА |
Репортеров "зачистили" |
«Приморье – демократический край, и здесь всегда у нас были свободы, в первую очередь свобода слова. Мы всеми доступными способами будем это защищать», - заявил недавно в эфире Приморского телевидения губернатор Сергей Дарькин.
В воскресенье 21 декабря во Владивостоке около 1000 человек собрались на одной из городских площадей, чтобы выразить протест в связи с повышением таможенных пошлин на ввоз иномарок. Акция началась с хоровода вокруг новогодней елки.
Но сотрудники милиции посчитали это несанкционированным массовым мероприятием, участие в котором незаконно. Площадь окружили бойцы ОМОНа, прибывшие накануне из Москвы, Подмосковья, Дагестана, Иркутска и Хабаровска. И хотя никаких экстремистских призывов не звучало, людей стали отлавливать по одному и таскать в автобусы.
Большая группа журналистов работала - снимала материал о происходящем. Они уж точно общественный порядок не нарушали, находились за зоной милицейского оцепления и никакого участия в массовом мероприятии не принимали, выполняя свою работу.
Однако сотрудники милиции в форме ОМОНа приступили к «зачистке» - были задержаны корреспонденты многих федеральных и местных телеканалов и газет. По словам задержанных журналистов, на куртках омоновцев были нашивки с надписью «Зубр».
Заезжие бойцы не особо церемонились с участниками так и не состоявшейся акции. При разгоне горожан, вышедших на площадь к новогодней ёлке без лозунгов, речей и флагов, ОМОНовцы применяли жестокие меры – били людей ногами, заламывали руки, бросали в машины.
По слухам, сначала бойцы получили указание журналистов не трогать. Однако не удержались – и продемонстрировали во Владивостоке массовое нарушение прав журналистов: хватали их, били дубинками по голове, пинали их ногами, ломали аппаратуру.
Федор Гурко, журналист Приморского телерадио (ПТР): «Подошли люди в форме ОМОНа. Мы сказали, что мы журналисты, я попросил проверить у нас удостоверения. Никто ничего проверять не стал. Отвели к машине.
Поставили на колени. В течение тех пяти минут, пока я стоял на коленях, я просил проверить документы, говорил, что я журналист - никак на это не среагировали». Гурко получил несколько тяжелых ударов ногами. Николай Петров, оператор телеканала «Россия»: «Нас загрузили в машину и повезли в Ленинский РОВД.
Выводили, как заключенных, по счету. Когда я притормозил и спросил о судьбе моей камеры, меня грубо одернули и заставили бежать в РОВД. Нас поместили в комнату со всеми задержанными. Потом зашел какой-то чин милицейский и сказал: «все с камерами - на выход».
Среди задержанных - съемочные группы российских телеканалов – «Первого», «России», «Петербург - 5 канал». Больше всех досталось оператору японской NHK Николаю Унагаеву: его камеру привели в негодность, а самого избили так, что он попал в больницу. Повреждена рука у собственного корреспондента телеканала ТВЦ Сергея Литуса.
Разбита аппаратура у фотокорреспондентов «МК» во Владивостоке» и у Юлии Мальцевой из газеты «Владивосток», у операторов «5 канала» и НТВ. Тяжелое потрясение получил сотрудник ИТАР-ТАСС Владимир Саяпин, избит Александр Рыбин, молодой корреспондент «Арсеньевских вестей», у которого тоже вырвали фотоаппарат.
Но первые массовые протестные выступления жителей Владивостока против повышения пошлин на ввоз иномарок 14 декабря практически оказались в информационном вакууме. Ни один местный канал и почти все российские телеканалы проигнорировали выступления владивостокцев.
Исключениями стали краткие сюжеты Рен-ТВ и петербургского «5 канала» о событиях, когда на улицы вышли тысячи людей, а движение по главным артериям было остановлено. Через неделю цензура сменилась откровенной жестокостью.
Список журналистов, пострадавших от ОМОНа: съемочные группы телеканалов «Россия» (Максим Борисов, Николай Петров), «Петербург - 5 канал» (Константин Худолеев, Максим Антоненко), ТВЦ (Сергей Литус, Роман Стаднов), НТВ (Максим Минцев),
«Первый канал» (Ян Савицкий), NHK (Николай Унагаев), журналист газеты «Известия» - «Золотой Рог» Олег Жунусов, корреспондент ИТАР-ТАСС Владимир Саяпин, корреспондент ПТР Федор Гурко. А корреспонденту «Интерфакса» Дмитрию Юхновичу, по его словам, «удалось вывернуться и убежать».
…Сотрудники Приморского отделения федеральной службы Россвязькомнадзора сообщили корреспонденту ФЗГ, что они внимательно следят за событиями и намерены принять все меры для защиты нарушенных прав журналистов. А прокуратура Приморского края запросила у журналистов материалы, снятые на акции, чтобы дать оценку законности действий сотрудников милиции.
Автор - собственный корреспондент ФЗГ в Дальневосточном федеральном округе
Заявление Союза журналистов России по поводу насильственных действий ОМОН в отношении приморских журналистов
Союз журналистов России крайне озабочен сообщениями о насильственных действиях омоновцев в отношении журналистов, освещавших 21 декабря несанкционированный митинг во Владивостоке. Мы напоминаем, что право журналистов присутствовать на подобных акциях прямо закреплено в статье 49 Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации».
Более того, согласно закону, «государство гарантирует журналисту в связи с осуществлением им профессиональной деятельности защиту его чести, достоинства, здоровья, жизни и имущества как лицу, выполняющему общественный долг».
Напротив, задержание и избиение журналистов, повреждение их аппаратуры есть в данном случае ни что иное, как уголовное преступление, предусмотренное частью второй статьи 144 Уголовного кодекса России, – воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов с использованием своего служебного положения.
Мы требуем, чтобы органы следствия и прокуратуры незамедлительно провели проверку этих сообщений и дали возможность виновным сотрудникам милиции провести два следующих года в местах лишения свободы.
Секретариат Союза журналистов России, 22 декабря 2008 года.
|
|
|
стр.7 |
// СЕЛЕЗНЕВА Анна |
|
|
Взгляд из Америки: очаги терактов по-прежнему имеют северокавказскую прописку |
Атеисты и верующие – актуальное противостояние ХХI века |
Казахстан: войска стреляют в мирных людей |
Слушается дело об убийстве Свиридова |
Премия Леонида Вышеславского – А. Зараховичу и Г. Фальковичу. |
|