Сегодня: Пятница, 22 ноября
Поставить закладку  |  Сделать стартовой
НАШЕ ВРЕМЯ - Еженедельная общественная газета
НАШЕ ВРЕМЯ - номер в лицах:
Первая еженедельная аналитическая газета Оглавление номера 220 от 31-31 октября
Карта сайта |  Редакция  |  Реклама  |  Архив  |  Запасники  |  Опросы  |  sitemap

Живая очередь
ТЕМА НОМЕРА

МОБИЛЬНАЯ СВЯЗЬ

ИГРОТЕКА

ОНЛАЙН ИГРЫ

НАШЕ ВРЕМЯ по авторам:
поиск по сайту:


GAZETANV
Архив номеров:
№219 от 21 ноября
МИР ИНТЕРНЕТА: Виртуальные номера: что это и для чего они нужны

№218 от 28 августа
Пассивный Заработок: Плюсы и Минусы

  Весь архив
НАШЕ ВРЕМЯ в интернете:
RSS трансляции
https://www.gazetanv.ru/rss.xml

 


ГЛАВНАЯ АРХИВ НОМЕРОВ №111 МИФЫ ОБ АМЕРИКЕ
Богатые демократические традиции… Богатым

Продолжение. Начало

В первой половине XX века политическая и экономическая власть концентрировалась в руках нескольких сотен «капитанов индустрии». Рокфеллер, Морган, Вандербильт, Карнеги - они командовали в политике и экономике страны.

Основное требование индустрии - постоянный рост, и капитаны индустрии в США выполняли задачу, которую ставила индустриализация - продуктивность труда, рационализация жизни и приспособление человека к машине. Командиры производства в Советском Союзе, также как и их американские собратья, не командовали, а подчинялись логике развития индустриальной Машины.

Это были сильные личности, разрушавшие существующие традиции и табу старого общества, мешавшие развитию индустриального производства. Философия и литература этого периода, отвечая на социальный заказ, выдвинула идею личности противостоящей толпе, не желающей расставаться с традициями. Когда фундамент индустриального общества был создан, герои и личности стали мешать. Корпорации, бюрократизированные организации, уже не нуждались в личностях, им были нужны только исполнители, причем на всех уровнях системы, включая ее верхний эшелон.

Анархист, убивший президента Мак-Кинли в 1901 году, перед казнью, сделал заявление: «Я убил президента потому, что считал это своим гражданским долгом. Я не верю, что один человек может сделать очень много в служении обществу, а другой ничего».

Убийца президента совершил свой индивидуальный акт, как акт социальной справедливости, как защиту принципа равенства, но за ним стоял заказчик - индустрия - это она нуждалась в полной унификации общества. Унификация общества, естественное следствие демократии, должна была, в конечном счете, привести к исчезновению той человеческой породы, которая, в Европе, воспитывалась в течении жизни многих поколений - элиты.

«Естественный инстинкт демократии - отвергать наиболее выдающихся граждан, как представителей народа. Равенство требует посредственности. ... Аристократия мануфактурщиков, растущая на наших глазах, одна из самых грубых существовавших в мире», - писал Токвиль.

Сталелитейный король Эндрю Карнеги не испытывал никакого уважения к деловой элите своего времени, хорошо зная круг, к которому сам принадлежал, и не разделял мнения массовой прессы, называвшей их титанами бизнеса, гигантами мысли, самыми талантливыми представителями общества: «Нужен ли талант и интеллект в бизнесе? Вовсе не нужен, скорее, может помешать. Большинство занимаются бизнесом потому, что по-человечески ограничены и не в состоянии проявить себя ни в чем другом. Кто-то занимается деланьем денег потому, что процесс их создания более увлекателен, чем сами деньги, и они не могут остановиться в делании денег, потому что иначе их ждет пустота. Совершенно не нужно быть талантливым человеком или обладать незаурядным интеллектом, чтобы преуспевать в бизнесе. Скорее наоборот».

Джон Рокфеллер, король нефти, был человеком ординарным и безликим, выглядел как бесцветный, тусклый бухгалтер, проведший всю свою жизнь за конторским столом. Интересуясь только цифрами в своей бухгалтерской книге, он переводил человеческие ресурсы общества в денежный капитал, и не только человеческий капитал тех, кто приносил ему доходы, он перевел в деньги и свой человеческий потенциал. Его богом были деньги и, по-видимому, за эту исступленную, страстную, всепоглощающую веру в своего бога, он и был награжден.

В определенном смысле, он был рабом той огромной индустриальной империи, которая дала обществу источники энергии, железные и автомобильные дороги. Он служил интересам развития индустриальной машины, ее принципы диктовали Рокфеллеру тактику и стратегию ведения бизнеса. Всю свою жизненную энергию он отдал строительству новой индустрии. В 40 лет его желудок не принимал ничего, кроме молока и специально приготовленного овсяного печенья. В 50 лет он выглядел, как мумия из египетского саркофага. У него не было других интересов в жизни кроме дела, которое он делал. И это качество было характерно для многих американских лидеров индустрии, что отличало их от европейских собратьев.

Европейская деловая элита умела наслаждаться всем богатством мира. Высокая культура, широта кругозора, твердость убеждений и способность их отстаивать, были критериями принадлежности к элите. Власть и богатство находились в руках одной стабильной группы, накапливавшей из поколения в поколение знание, культуру, манеры, стиль жизни, воспитывая преемственность элитарной породы.

В условиях американской рыночной демократии, свободной от сословных предрассудков, в круг элиты входили те, кто создавал богатства в течении одного–двух десятилетий, и американская деловая элита не обладала качествами элиты европейской.

Американский популярный эссеист первой половины двадцатого века, Мамфорд, называл лидеров индустрии искусственно выведенной породой людей, полуодушевленной частью физического мира и, с присущим ему сарказмом, называл их на латыни – Boobus Americanus, что, в переводе, звучит, как Американский Дебил.

Чарльз Френсис Адамс, социолог второй половины 19-го века, общавшийся с деловой элитой: «Эта публика настолько скучна, что я предпочел бы вообще не сталкиваться с ними. Я не хотел бы встречаться ни с одним из этих людей, ни в этой жизни, ни в загробной. Ни один из них не ассоциируется с умом, юмором или культурой».

За 150 лет ничего не изменилось. Как писал журнал «Psychology Today» в 1995 году: «Они не будут читать Достоевского, если на деле предпочитают дешевый детектив. Они не пойдут в театр смотреть пьесу Шекспира, предпочитая Шекспиру стриптиз. Они не пойдут в музей смотреть работы старых мастеров, скорее предпочтут фильм о гангстерах, гамбургер - обеду в изысканном французском ресторане, и джинсы - одежде от модного дизайнера. Они говорят только о бизнесе, на работе или во время гольфа, и больше ни о чем другом. Они не умеют правильно писать, не владеют искусством красноречия – для этого они могут нанять профессионалов. Они очень много знают о бизнесе, но, как личности они ничем не отличаются от простого человека с улицы, они такие же, как и все, только богаче. Они не аристократы, чье умение вести себя им не выучить за всю их жизнь. Они не ученые, чьи знания могут вызвать у них только головную боль. Они такие же, как и мы с вами, но, в отличии от нас, сорят деньгами направо и налево».

Достаточно взглянуть на лица сегодняшних лидеров американской экономики - Билла Гейтса, Доналда Трампа. Что поражает в их лицах - ординарность. Так могут выглядеть продавцы машин, официанты, обслуга на газозаправочной станции. Однако, в общественном мнении, богатые - это наиболее талантливые и энергичные представители общества, чья изобретательность, интеллектуальные способности и общая культура значительно выше средних.

Экспонентное развитие экономики рождает интенсивный процесс перехода власти и богатства из одних рук в другие, те, кто вчера был в самом низу социальной пирамиды, назавтра оказывается наверху, но, так и не становится элитой в традиционном понимании этого слова. И это не зависит от политической системы, будь то капитализм, социализм или коммунизм. Разница лишь в интенсивности и широте самого процесса.

Джеймс Карнеги, не испытывал никакого уважения к элите своего времени, к которой сам принадлежал, но, тем не менее, считал, что богатство и власть должны находиться в руках немногих, и благодаря концентрации богатства, и вне всякой зависимости от личных качеств этих лидеров, по его мнению, совершенно бездарных, кроме одного качества, выделяющего их среди других, – непреодолимой жажды богатства и власти, происходит движение, динамика экономического развития. Поделить все богатства поровну, и тогда оно будет растрачено, уйдет в песок, ничего не создав.

В условиях сложной многоступенчатой структуры индустриального общества концентрация экономической власти становится абсолютной необходимостью. Индивидуальное предпринимательство в высокотехнологичных сферах производства может привести к хаосу. Только экономическая власть, сконцентрированная в руках немногочисленной группы высшей номенклатуры, позволяет вести плановое хозяйство, осуществлять не только полный контроль экономики, но всей жизни общества. А контроль может быть эффективным лишь при высокой концентрации средств производства и контроля над конкурентной борьбой.

Автор - выпускник Колумбийского университета, M.A in Cross-Cultural Understanding, M. E. in Information Processing. Руководил различными программами культурной адаптации русских иммигрантов в США в течении десяти лет. Проводит экскурсии по США и Канаде в течении 15 лет, написал несколько путеводителей по США и Канаде. Сейчас он готовит новую книгу – об американской мифологии.

 

   
стр.9 // ГОФМАН Михель

Полное оглавление номера


НАШИ ПАРТНЕРЫ

|

Взгляд из Америки: очаги терактов по-прежнему имеют северокавказскую прописку
В докладе американского госдепартамента о распространении терроризма в мире в 2011 году, который ежегодно направляется в конгресс США, указывается на то, что очаг террористической опасности в России по-прежнему концентрируется на Северном Кавказе.

Атеисты и верующие – актуальное противостояние ХХI века
Закон, предполагающий уголовную ответственность за оскорбление чувств верующих и осквернение святынь, был внесен в Госдуму.

Казахстан: войска стреляют в мирных людей
Сегодня более 3000 человек собрались на мирный митинг на главной площади города в центре Жанаозеня.

Долг платежом красен
Конфликт с российским дипломатом произошел в провинции Конфликт с российским дипломатомв Китае. К нему применили насилие и задержали в одном из офисов во время оказания помощи двум российским гражданам. Последних, в свою очередь, из того же офиса уже пять дней не отпускают китайские партнеры.

Слушается дело об убийстве Свиридова
В Мосгорсуде слушается дело шести уроженцев Северного Кавказа, которые в ночь на 6 декабря затеяли на улице потасовку, в результате которой был убит болельщик московского «Спартака» Егор Свиридов.

Юрий Кукин
У каждого поколения должны быть свои герои. Это, конечно, громко сказано. Тем более, когда при упоминании таковых, в первую очередь, возникает специфический голос, нехитрых несколько аккордов под гитару и удивительное человеческое обаяние. Сразу вспоминается дурацкое: «Хороший парень – это не профессия».

Премия Леонида Вышеславского – А. Зараховичу и Г. Фальковичу.
В Киеве состоялось пятое по счету вручение уникальной поэтической премии имени Леонида Николаевича Вышеславского «Планета поэта» (русская и украинская номинации). Л.Н. Вышеславский – личность легендарная, человек, которому Григорий Петников в 1963 году передал звание «Председатель земного шара».


Издательский дом "Наше время" © Издательский дом "Наше время"
Все права защищены
(495) 951-39-05
Правовая информация об ограничениях | sitemap