Первая в истории биржа была создана в Лондоне в конце XVIII века и сразу же продемонстрировала свои возможности в сфере манипуляций с акциями, большинство из которых не имели реального обеспечения. Эффект был настолько устрашающим, что правительство запретило кампаниям выпускать акции. Запрет действовал 50 лет.
Биржа не один раз в истории мировой экономики приводила к гигантским катастрофам в экономике. Но она необходима, благодаря ей увеличиваются капиталовложения, без нее темп экономического развития резко замедлится.
Биржа построена на принципе спекуляции, покупок и перепродаж, покупая дешевле и продавая дороже, она создает ажиотаж вокруг определенного круга акций, что неизбежно приводит к созданию огромного пузыря, который время от времени лопается, и большинство вкладчиков теряют свои накопления. Это азартная игра с высоким уровнем риска.
Биржевой крах в 2000 году был связан с акциями компаний высоких технологий, которые в пике ажиотажа спекуляций стоили в 50-100 раз дороже реальной стоимости. Компании – гиганты современной технологии - Cisco, eBay, Palm.Inc., Sun Мicrosystems - в конце 90-х годов спонсировали все виды масс-медиа для рекламы огромных возможностей Интернета. Начали появляться тысячи маленьких компаний, занимавшихся разработкой новых коммуникационных систем и обладавших минимальным исходным капиталом. Часто не больше, чем стоимость аренды офиса. Их акции, благодаря рекламному шквалу раскупались мгновенно. Доткомы росли как на дрожжах, а соотношение между реальной стоимостью кампаний и их акциями было 1-50, 1-100, в некоторых случаях 1-1000.
Миллионы инвесторов вложили в новые технологии 5 триллионов долларов и, раздувшийся до гигантских размеров, пузырь лопнул. Тысячи компаний бесследно исчезли, миллионы владельцев акций потеряли накопления всей жизни. Но 5 триллионов долларов, конкретные вложения миллионов инвесторов не могли исчезнуть, они кому-то стали принадлежать. Но следы к тем, кто стал их владельцем, нисколько не интересовали органы финансового контроля. 5 триллионов - огромная сила в политике. Когда память о предшествующем крахе стерлась, масса вкладчиков вступили новую в игру, делая ставки на недвижимость.
Очередной пузырь, пузырь рынка недвижимости был значительно большим, чем все предшествующие. В октябре 2008 года он, лопнув, привел в действие принцип домино, начали лопаться все другие пузыри, созданные индустрией финансов.
Но катастрофу можно отодвинуть на несколько десятилетий, если вовлечь в «финансовую пирамиду» все страны мира. Для этого необходимо создать глобальный рынок, который решит проблемы на определенное время. Не исчерпаны ресурсы и в самих Штатах. Рынок финансов может быть расширен за счет вовлечения в финансовую игру всего населения страны. Приблизительно у 5% населения страны есть достаточные финансовые средства для создания еще большего капитала, но увеличить свои возможности они могут, лишь вовлекая в игру массы, чьи накопления попадут в руки финансовой элиты.
Пропаганда говорит, что каждый держатель акций, вне зависимости от количества акций которыми он владеет, участвует в игре на равных с крупными вкладчиками, т.е. становится финансистом. Но держатели небольшого количества акций не принимает участия в основных решениях, это не они разрабатывает стратегию и тактику, они пешки в игре в которой они даже не знают правил. В шахматной игре, с ее 64 клетками, пешки обладают значительной силой, в финансовой игре миллионы пешек не имеют никакой силы, финансовый менеджмент назначает правила и манипулирует ими в свою пользу, он и получает весь банк.
Будучи работниками различных предприятий и, одновременно, держателями акций тех же предприятий, огромные массы населения выступают в двух противоречащих друг другу ролях.
В первой своей роли, роли работника, они заинтересованы в улучшении условий труда, снижении рабочего темпа, повышении оплаты и иммунитета от необоснованных увольнений. В другой, как держатели акций, они заинтересованы в массовых увольнениях и ужесточении условий труда - стоимость акций увеличивается пропорционально уменьшению уровня заработков и увеличению эффективности труда.
Финансовая элита - хозяин огромного казино, в котором для 60 миллионов американских «финансистов», акционеров, играющих на бирже, призывно звучат 25-ти центовые монеты в игральном автомате, а устроители игры получают миллиарды. Элита назначает правила игры, и они всегда в их пользу. Круг замкнут системой общего интереса, каждый имеет свои карты на руках, и никто не решится на критику, протест, или просто осуждение – в игре все партнеры равны, у всех есть возможности стать богаче.
Финансовая система - нечто вроде воздушного шара, который поднимает вверх всю реальную экономику. Финансовая индустрия должна служить производству реальных продуктов, увеличивая инвестиции, капиталовложения в новые технологии, в расширение производственной базы, но, далеко оторвавшись от земли, поднявшись в стратосферу, далекую от экономики производства реальных продуктов, воздушный шар под огромным давлением лопается, под его обломками начинает рушиться и вся экономика в целом.
Слепая вера в свободный рынок, способный решить все экономические и социальные проблемы, привела к тому, что общество передоверило все рычаги управления экономике. Результат оказался тот же что и в пьесе Шварца «Тень», где Человек дал Тени полную свободу, а она, забыв о том что она лишь отражение Человека, возомнила себя всесильной, что она может существовать самостоятельно, независимо от него, но отрубив голову Человеку, лишилась и своей.
Автор - выпускник Колумбийского университета, M.A in Cross-Cultural Understanding, M. E. in Information Processing. Руководил различными программами культурной адаптации русских иммигрантов в США в течении десяти лет. Проводит экскурсии по США и Канаде в течении 15 лет, написал несколько путеводителей по США и Канаде. Сейчас он готовит новую книгу – об американской мифологии.
|