|
ГЛАВНАЯ АРХИВ НОМЕРОВ №122 РУССКИЕ |
Прозвище наше вечное - казачество великое донское безстрашное |
«Повесть об Азовском осадном сидении донских казаков» была чрезвычайно популярна на протяжении XVII века. Есть несколько версий «Повести», в том числе поэтическая, автором которой считается есаул Федор Порошин. Беглый крепостной князя Одоевского, он возглавлял делегацию, прибывшую ко двору Михаила Федоровича. В 1637 году казаки захватили ключевую крепость Азов (за год до похода, с котором участвуют героя «Тараса Бульбы»). Через четыре года турецкий султан собрал огромное войско, чтобы их оттуда выбить. Но не смог. Турки отступили. И теперь донские казаки хотели, чтобы царь оставил Азов себе и поддержал их людьми, оружием (просили 10 000 мушкетов) и деньгами.
Сюжет «Повести» прост и, по сути, представляет собой сценарий фильма про героическую защиту крепости, правда, без любовной линии. Композиция тоже проста.
Сначала Порошин рассказывает, какие войска подошли к Азову в 1641 году.
«Да с ним, царем, пришло горских князей и черкас ис Кабарды 10 000. Да с ними ж, пашами, было наемных людей и у них немецких два полковника, а с ними салдат 6000. Да с ними ж, пашами, было для промыслов над нами многие немецкие люди городоимцы, приступные и подкопные мудрые вымышленники многих государств: из Реш еллинских и Опанеи великия, Винецеи великие и Стеколни и француски наршики, которые делать умеют всякие приступные и подкопные мудрости и ядра огненные чиненыя».
Опанея – это, кстати, Испания, а Стекольна, как вы понимаете, - Стокгольм.
«А было с пашами турскими людей ево под нами розных земель: первые турки, вторые крымцы, третьи греки, четвертые серби, пятые арапы, шестые мужары, седмые буданы, осмые башлаки, девятые арнауты, десятые волохи, первые на десять митьяня, второе на десять черкасы, третие на десять немцы».
Немцы, в данном случае, похоже, - это действительно немцы. А арнауты, давшие имя улице в Одессе, на которой делают всю контрабанду, конечно же, - албанцы. Мужары - мадьяры, венгры. Кто такие буданы и митьяне, я не знаю, а сербы и греки - это сербы и греки, наши православные братья.
Вторая часть «Повести» - что предложил казакам султан. Сначала он живописал их зверства:
«Прогневали вы салтанова величества, царя турского. Да вы ж взяли у нево любимою ево цареву вотчину, славной и красной Азов город. Напали вы на него, аки волцы гладные. Не пощадили вы в нем никакова мужичска возраста ни старова жива, и детей побили всех до единова. И положили вы тем на себя лютое имя звериное».
Далее - все как положено. Биться с казаками, разбойниками, - ему, царю, мало чести. Так что если хотят уйти (а их, по подсчетам «Повести», 7500 против 250000 или даже 300000 турок вместе со всей объединенной Европой), пусть уходят. И могут забрать с собой все трофеи. Если же останутся, то турки, взяв их, будут крошить их тела белые. Да, еще казаки могут пойти на службу к царю-султану Ибрагиму. В общем, султану боязно, хотя, стоит напомнить, против 7500 казаков - 250000 или даже 300000 его коалиционного войска.
Ответ казаков предсказуемо весел и циничен. Кто читал «Тараса Бульбу» или успел посмотреть превосходный фильм Владимира Бортко - или встречал в интернете текст «Письма турецкому султану» - догадывается, что это была смесь православной истовости, непристойных шуток, мужества и каких-то вообще запредельных угроз.
Но тут нужно учесть, что «Повесть» подавалась думному дьяку - то есть не меньше, чем руководителю департамента в министерстве, а то и замминистра, - была официальным документом, поэтому ни мата, ни других грубых слов из языка современной интеллигенции в ней не встречается.
«А мы людие Божий, надежа у нас вся на Бога, и на мать Божию Богородицу, и на их угодников, и на свою братью товарыщей, которые у нас по Дону в городках живут. А холопи мы природные государя царя христианскаго царства московского. Прозвище наше вечное - казачество великое донское безстрашное».
Тут же пара аргументов для дурацкого спора о значении слова «Украина» и исторической судьбе украинцев. Вот казаки пишут, что стало б, если московский царь, о котором пророчески вещал Тарас Бульба с костра: «Уже и теперь чуют дальние и близкие народы: подымается из Русской земли свой царь, и не будет в мире силы, которая бы не покорилась ему!..» Так вот, русский царь удерживает русских украинцев,
«ино б и тут собралося людей ево государевых руских с одной ево украины болши легеона тысящи. Да такие ево государевы люди руские украинцы, что они подобны на вас и алчны вам, яко лвы яростные, хотят поясть живу вашу плоть бусурманскую. Да держит их и не повелит им на то ево десница царская, и в городех во всех под страхом смертным за царевым повелением держат их воеводы государевы».
Отсутствие обсценной лексики, прямой брани, вполне предсказуемо не мешает колоритному изложению:
«Не скрылся бы ваш Ибрагим, царь турской, от руки ево государевой и от жестокосердия людей ево государевых и во утробе матери своей, и оттуду бы ево, распоров, собаку, выпяли да пред лицем царевым поставили. Не защитило бы ево, царя турского, от руки ево государевой и от ево десницы высокие и море бы Синее, не удержало людей ево государевых. Было бы за ним, государем, однем летом Ерусалим и Царьгород попрежнем, а в городех бы турецких во всех ваших не устоял и камень на камени от промыслу руского».
А главное объяснение, почему казаки Азова не сдадут и на службу к султану идти не могут, поражает простотой и искренностью:
«И мы люди божий, холопи государя московского, а се нарицаемся по крещению христианя православные, как можем служить царю неверному, оставя пресветлой свет здешной и будущей? Во тму итти не хочетца!»
Дальше же медленно разворачивается третья часть - само сражение. Нечто совершенно кромешное и невероятное. Через сто дней потрепанное войско султана уйдет от Азова, сравняв его с землей, но так и не взяв…
И – концовка «Повести об Азовском осадном сидении донских казаков». Она такая:
«Нынешняго 150 году (имеется в виду 7150 от сотворения мира, то есть 1642-й) по прошению и по присылки турского Ибрагима салтана царя, он, государь царь и великий князь Михаиле Феодоровичь, пожаловал турского Ибрагима салтана царя, велел донским атаманом и казаком Азов град покинуть».
Чтобы казакам не было обидно, - а большой войны с турками после недавней Смуты нам было не потянуть - царь богато наградил всех казаков, приехавших в Москву. И только Федька Порошин, беглый холоп Одоевских, был задержан, лишен звания есаула и сослан в Соловецкий монастырь.
А через 200 лет Гоголь создал своего «Тараса Бульбу».
2009 год. «Тарас Бульба». Даже страшно подумать, что этого фильма не было. Но теперь он есть. Прекрасное, духоподъемное, по-настоящему национальное кинополотно. Страсть и самопожертвование, которые создали Россию, пассионарность наших предков дают нам урок. Только так, только так и возможно… Спасибо, «Тарас Бульба».
|
|
|
стр.7 |
// НАЗАРОВ Андрей |
|
|
Взгляд из Америки: очаги терактов по-прежнему имеют северокавказскую прописку |
Атеисты и верующие – актуальное противостояние ХХI века |
Казахстан: войска стреляют в мирных людей |
Слушается дело об убийстве Свиридова |
Премия Леонида Вышеславского – А. Зараховичу и Г. Фальковичу. |
|