|
ГЛАВНАЯ АРХИВ НОМЕРОВ №130 ТЕМА НОМЕРА |
МАЛАЯ ЦЕРКОВЬ КАК СПАСЕНИЕ РУССКОЙ НАЦИИ |
Самый важный и острый вопрос – о возрождении семьи. Он является таковым по простой причине: если не решим этот вопрос, то остальные будет решать некому. Причем судьба русской семьи неразрывно связана с судьбой русской нации и судьбой самой России. Русские семьи составляют русскую нацию, а русская нация является государствообразующей, как хребет скрепляющей огромную многонациональную и поликонфессиональную Россию. Поэтому происходящее вымирание русской нации грозит кровавыми конфликтами типа происшедших в Кондопоге и Косово, грозит страшным распадом России.
Что же происходит и как предотвратить надвигающуюся беду?
В 2007 г. приняты первые ощутимые материальные меры по стимулированию рождаемости. Есть понимание необходимости дальнейшего увеличения материального стимулирования.
При этом стимулируется не рождаемость прежде всего в русских семьях, а во всех семьях. В этом смысле показателен плакат, развешенный на всех станциях московского метро. На нем фотография интересной женщины с тремя детьми и надпись «Стране нужны ваши рекорды». Причем эта женщина не русская. И пусть она получит так называемый материнский капитал, пусть четвертого родит. Только как быть с русскими семьями, в большинстве которых только один ребенок? А один ребенок – это сокращение русских в два раза в течение одного поколения…
Стимулирование рождаемости не носит адресного характера, потому что в России русские стесняются признавать себя русскими. Пока прозябаем по Сталину, который о русских и русском вспомнил только тогда, когда потребовалось спасать себя и страну.
Надо обратить внимание и на размер материального стимулирования рождаемости. До 2007 г. он был смехотворен, теперь на материнский капитал можно купить два метра жилплощади в Москве. В масштабах страны выделены деньги, с одной стороны, немалые, но с другой – такие, которые уходят, не решив ни одной сегодняшней проблемы. При этом мы направляем многие миллиарды долларов на помощь нациям других государств.
Сделаны официальные прогнозы о том, что в годы второго десятилетия ХХI века в результате принимаемых мер прекратится депопуляция и начнется прирост населения. Но давайте вспомним, что в первой половине и середине 1990-х годов происходило катастрофическое падение рождаемости. А именно к 2015-2020 гг. в детородный возраст вступит поколение девяностых годов; вряд ли от него можно ожидать рекордов, предотвратить бы очередное падение рождаемости.
Принимаемые меры по стимулированию рождаемости намного улучшили ситуацию, однако смертность продолжает превышать рождаемость. А с 1992 по 2000 гг. естественная убыль населения составила 7 миллионов человек. Ситуацию смягчили мигранты, но и с ними убыль населения составила почти 2 миллиона человек с 1989 по 2002 гг.
И здесь подходим к главному, к тому, что пока не осознается ни обществом, ни властями предержащими. При выработке стимулирующих мер преобладал привычный материалистический подход, разработчики мер были искренне уверены, что денежными ассигнованиями на различные пособия, на здравоохранение решат проблему. Однако давайте обратимся к уже имеющемуся историческому опыту Западной и Центральной Европы. Там тоже думали, что деньги решают все. Там установлены многократно бо'льшие пособия, чем у нас. Скажем, во Франции можно иметь двух детей и вообще не работать, живя на пособия. А каким был результат такого подхода? После некоторого непродолжительного повышения рождаемости все вернулось на круги своя. Выяснилось, что главная причина вымирания коренных европейцев не в нехватке денег, а в духовно-нравственной деградации, дехристианизации!
Именно духовно-нравственная деградация - в первую очередь утрата христианского ощущения предназначения мужчины и женщины и, соответственно, семьи как Малой Церкви – породила демографическую проблему. Происходит воспитание людей как потребителей. А потребителям нужен очередной новый товар, нужно «оттянуться по полной», и тут ребенок – помеха, семья – помеха… Поэтому потребительские ценности как идеология приводят к вымиранию и французов, и немцев, и евроамериканцев, и… русских!
Поскольку жизненный уровень россиян намного ниже, чем в Западной Европе, в России можно надеяться на бо'льшую отдачу от вложенных денег и в течение бо'льшего отрезка времени. Но как и в Западной Европе, в России проблема материалистически решена не будет.
Вкладыванием огромных денег в адресную систему пособий, в здравоохранение, в решение жилищной проблемы можно максимум – добиться простого воспроизводства населения и небольшого преобладания рождаемости над смертностью. И то нет гарантии, что это произойдет. И будут ли у России огромные деньги на это?
Существенное увеличение количества детей в русских семьях - до такого количества, при котором русские сохранят себя как государствообразующую нацию и, соответственно, сохранят территориальную целостность России - возможно только в результате отхода от идеологии общества потребления. А отхода куда?
Ведь современному капитализму соответствует и выгодно именно общество потребления. И крупные капиталисты настолько доминируют на Западе, что, судя по всему, Запад смиряется с перспективой превращения коренного населения в национальное меньшинство со всеми вытекающими отсюда последствиями, труднопредсказуемыми и тяжелыми. Мы находимся в начале перемен, которые могут оказаться сопоставимыми с великим переселением народов, только в эпоху электроники и ядерного оружия. Причем не думаю, что многих наших многонациональных миллиардеров заботит судьба русской семьи и нации. Наконец, в России нет правой консервативной партии, отстаивающей традиционные устои русского народа.
Но в России есть то, чего нет нигде. Есть Русская Православная Церковь. Только она предлагает путь, на котором возможно возрождение русской семьи, нации и России. Этот путь – возвращение к христианскому, православному пониманию предназначения мужчины и женщины, к семье как Малой Церкви.
Возможно ли возвращение к этому? Хотя православными называет себя большинство народа, но воцерковлены, исповедуются и причащаются только примерно пять процентов. То есть семей - Малых Церквей менее пяти процентов, а требуется, чтобы таковыми в той или иной степени стало большинство. Задача почти невозможная, но возможно было остановить и победить гитлеровцев? Возможно было от социалистического тоталитаризма самостоятельно перейти к буржуазно-демократическому строю? И то, и другое смогла сделать только Россия. Нельзя было не победить в войне и не перейти, точнее не возвратиться из цивилизационного тупика в естественное русло исторического процесса. А раз нельзя иначе, то России и прежде всего русской нации пришлось совершить почти невозможное. Одновременно история показывает насколько тяжело даются свершения как бы от противного.
До революции были замечательные русские православные семьи, но были и разные; не всегда главы семей - мужчины соответствовали своему предназначению. И все же в целом, при церковном окормлении, сохранялись нормальные обычные семьи и была высокая рождаемость. Потом попытались построить рай на земле, без Бога; этой утопической попытке соответствовала и попытка создать совершенную - свободную равноправную семью. В результате мы оказались на обломках социализма (хорошо, что не под ними), подорвали традиционную русскую семью и не создали идеальной новой. Достаточно сказать, что в столице более 70% браков заканчиваются разводами, а в целом по стране – более 50%.
Русская православная семья была не идеальной до революции, однако она была. Она обеспечивала существование и русской нации, и России. А идеального в истории быть не может. И сейчас стоим перед духовно-историческим выбором: возродим русскую православную семью – Малую Церковь или уйдем из исторического бытия, уступим место другим, инородцам и иноверцам, ведь свято место пусто не бывает.
История требует от русских совершить духовно-нравственный подвиг –возродить семью. Для этого русским дан духовный наставник и лидер – Русская Православная Церковь. Возрождение русской семьи и нации придет в их воцерковлении и церковно-государственной симфонии.
Автор - В.М. Лавров, доктор исторических наук, заместитель директора Института российской истории РАН. На основе доклада на соборной встрече Всемирного Русского Народного Собора в Екатеринбурге 15 июля 2009 г.
|
|
|
стр.1 |
// ЛАВРОВ Владимир |
|
|
Взгляд из Америки: очаги терактов по-прежнему имеют северокавказскую прописку |
Атеисты и верующие – актуальное противостояние ХХI века |
Казахстан: войска стреляют в мирных людей |
Слушается дело об убийстве Свиридова |
Премия Леонида Вышеславского – А. Зараховичу и Г. Фальковичу. |
|