Забытые страницы истории экспорта советской одежды
Осенью 1966 года многие зарубежные газеты и журналы опубликовали сообщение, что Всесоюзное объединение «Разноэкспорт» представило на мировой рынок женскую и детскую одежду из тканей отечественного производства. Немалая заслуга в этом принадлежала Вячеславу Зайцеву и другим известным российским модельерам.
В середине 60-х я работал заместителем директора фирмы «Одежда» Всесоюзного внешнеторгового объединения «Разноэкспорт» Минвнешторга СССР и занимался импортом швейных изделий в СССР. Их импорт с каждым годом занимал все большее значение в обеспечении потребностей нашего населения товарами первой необходимости.
Вне плана и сверх плана
Развитию же собственного производства товаров легкой, местной и пищевой промышленности уделялось недостаточное внимание. И понимание этого в верхах пришло не сразу. А затем – на 23 съезде КПСС – выступил Алексей Косыгин. Именно его речь, в которой он, в том числе, говорил о необходимости налаживания деловых контактов между промышленностью и внешней торговлей, послужила отправным пунктом для развития экспорта готовых изделий из СССР. Но, прежде всего, необходимо было создать производственную базу для развития экспорта готовых изделий, отобрать наиболее надежные и нужные предприятия, создать коллекцию, изучить требования международного рынка, конъюнктуру мировых цен и т.д. Проработка этих вопросов показала, что экспорт готовых изделий является вполне реальным и экономически выгодным делом при условии должной организации и постановки этой работы, правильного использования экономических стимулов, которые надо было еще определить и согласовать в инстанциях. Мы также исходили из того, что затраты на строительство и оснащение предприятий легкой промышленности современным оборудованием быстро окупятся. Поэтому не случайно практически все бывшие социалистические страны стремились создавать свою легкую промышленность и как можно больше экспортировать продукцию обрабатывающей промышленности, а не сырье. Была проделана огромная работа с соответствующими министерствами, ведомствами и иностранными фирмами. Чтобы выйти на внешний рынок, была разработана специальная упаковка и маркировка изделий. Предприятия, работавшие на экспорт, осваивали конструкции одежды по английским, шведским, японским и голландским лекалам. А Дома моделей гг. Москвы, Ленинграда, Риги оперативно «брали на вооружение» новые тенденции в моде. Кстати, в качестве импульса для развития экспорта готовых изделий уже тогда частично применялись некоторые формы рыночной материальной заинтересованности, которые теперь являются неотъемлемой частью производства. Например, оплата изделий, поставленных на экспорт, осуществлялась В/О «Разноэкспорт» в основном по договорным ценам с учётом фактических затрат и плановой прибыли. Предприятия, работавшие на экспорт, в первую очередь оснащались современным оборудованием и другими материалами. А при составлении плановых заданий по выпуску товаров на внутренний рынок учитывалось их участие в работе на экспорт. Кроме того, по согласованию с соответствующими ведомствами и министерствами союзных республик, использовался и такой метод стимулирования работы на экспорт, как планирование производства части товаров «вне плана» и «сверх плана» – в этом случае промышленность получала больший процент валютных отчислений. Теперь это кажется естественным и разумным, но тогда, в годы расцвета плановой экономики, было большим достижением.
Жаловаться было бесполезно
Наконец, когда все было подготовлено для работы на экспорт, нам дали добро на поездку в Швецию, Норвегию и Англию для показа мод и продажи готовых изделий. Вот как оценивала наши изделия иностранная печать и многочисленные покупатели, которые имели возможность ознакомиться с советскими швейными изделиями за рубежом: «То, что мы увидели в этот знаменательный день торгового дебюта русской одежды на Западе, было великолепно. Если кто-либо думал, что это мужеподобная мода, то забудьте об этом, – писала шведская газета «Свенска Дагбладет». «Десять лет назад мода в СССР только устанавливалась. Сейчас она достаточно мощна, чтобы выйти на международный рынок. Традиционные русские рисунки выглядят прекрасно и могут появиться на модной сцене в следующем сезоне». Схожая оценка появилась и в английской газете «Морнинг стар». А норвежская газета «Автенпостен» сообщала своим читателям: «Русская мода вчера демонстрировалась в отеле «Бристоль». Особенно блестящим был показ моды, проведённый силами четырёх русских манекенщиц. Это событие вызвало большой интерес среди публики, деловых кругов и специалистов. Их модели были показаны в ряде западных стран и также пользовались успехом... Разум находится на почётном месте в Москве и в других центрах создания мод». «Вчера в Лондоне был высокопрофессиональный показ платьев из Москвы, Риги и Минска... Показ перечеркнул представление о русской моде как о «бабушке», – писала американская газета «Нью-Йорк Таймс» в мае 1967 года. Именно с тех пор Всесоюзное объединение «Разноэкспорт» стало получать многочисленные запросы от иностранных фирм. А в августе 1967 года в Москве состоялась Международная выставка «Одежда - 67», которая явилась серьёзной проверкой наших первых усилий в работе по развитию экспорта готовых изделий. На этой выставке различным иностранным фирмам были проданы значительные партии товаров, в том числе женские и детские платья из малосминаемых хлопчатобумажных тканей и тканей изо льна с лавсаном, строчевышитые изделия, постельное бельё. Так, американская фирма «Селани Файбера Маркетинг Ко» закупила элегантную коллекцию одежды, разработанную советскими художниками-модельерами Зайцевым, Крутиковой, Телегиной. Эта фирма проявила особый интерес к коллекции одежды Славы Зайцева и попросила в Общесоюзном Доме моды организовать просмотр одежды лучших советских художников-модельеров для жен сотрудников американского посольства в Москве. В тот период эту просьбу было выполнить совсем непросто. К чести нашего руководства, данный вопрос незамедлительно был решен положительно. Просмотр одежды прошел успешно. Американские дипломаты остались довольны. И вот когда почва для организации дальнейшего экспорта швейных изделий была подготовлена, мне поручили создать отдельную фирму по экспорту одежды В/О «Разноэкспорт» в количестве 10-12 человек. В наше штатное расписание в качестве главного художника-модельера мы включили Славу Зайцева, имея в виду его достоинства, умение хорошо работать и наличие несомненного созидательного таланта. Увы, из министра по кадрам Министерства легкой промышленности СССР мы получили отказ: «Зайцев невыездной». Жаловаться было бесполезно.
Вместо эпилога
Но в «отказниках» оказался не только известный кутюрье. Изменилось и само отношение к экспорту российской одежды. Впечатляющий дебют оборвали так же эффектно, как и начали. Кому-то наверху показалось, что экспортировать изделия легкой промышленности из страны, где их и так не хватает, нецелесообразно. А одеваться нам помогут братские социалистические страны. Приказано – сделано. Теперь, спустя много лет, нам приходится возвращаться к ранее уже проверенным методам работы и снова начинать с нуля. Хочется надеяться, что ошибки прошлого будут учтены и экспорт наиболее выгодных видов товаров обрабатывающей промышленности, в том числе и легкой, получит дальнейшее развитие и станет в перспективе одним из источников получения иностранной валюты. Возможно, сейчас пришло время взглянуть с других позиций на эту проблему.
|