|
ГЛАВНАЯ АРХИВ НОМЕРОВ №131 ТЕМА НОМЕРА |
ЛЕНИНГРАДСКIЙ ВОКЗАЛЪ |
У скоротечного возращения исторического названия знаковому объекту столичной инфраструктуры была более чем солидная поддержка.
Начальнику департамента Управления имуществом ОАО «РЖД» Д.В. Петрову
Уважаемый Даниил Викторович!
По Вашей просьбе в Институте российской истории РАН подготовлено и обсуждено Историческое заключение о Ленинградском вокзале. Его автор старший научный сотрудник ИРИ РАН, кандидат исторических наук И.А. Курляндский. Еще Президиум Верховного Совета РСФСР в 1991 г. вернул Ленинграду историческое название Санкт-Петербург. Поэтому сохранение названия «Ленинградский» у вокзала, с которого поезда отправляются в Петербург, представляется явным анахронизмом. Принимая во внимание исторические заслуги императора Николая I в основании железнодорожного дела в России и инициирование им строительства этого вокзала, Институт российской истории считает исторически справедливым возвращение Ленинградскому вокзалу названия Николаевский, которое он носил с 1856 по 1923 гг. Одновременно ИРИ РАН считает возможным и возвращение Ленинградскому вокзалу его первого исторического названия Петербургский.
Приложение: Историческое заключение о Ленинградском вокзале.
Директор Института российской истории РАН, член-корреспондент РАН А.Н. Сахаров
№ 2115.4-8 13 апреля 2009 г.
Историческое заключение о Ленинградском вокзале
Возникновение вокзала было обусловлено развитием железнодорожного дела в России. 1 февраля 1842 г. император Николай I подписал указ о строительстве железной дороги Санкт-Петербург - Москва. Строительство дороги началось в 1843 г. и закончилось в 1851 г. Протяженность дороги составила 650 км., что делало ее на то время самой длинной в Европе. В связи с сооружением дороги возникла необходимость строительства вокзалов в Москве и Санкт-Петербурге, которое происходило одновременно и по единому проекту. Вокзал в Москве был построен в 1844-1849 гг. в характерном для архитектора К.А. Тона русско-византийском стиле, предполагающем сочетание строгости форм и симметрии композиции. В центральной части здания располагалась двухъярусная башня с часами и флагштоком. Первоначальное историческое название вокзала в Москве было Петербургский (в Петербурге вокзал был назван соответственно - Московским).
В 1855 г., после вступления на престол, император Александр II распорядился назвать дорогу Николаевской - в честь отца Николая I, как организатора и вдохновителя строительства. В 1856 г Петербургский вокзал, по тем же соображениям, был переименован в Николаевский. В феврале 1923 г. нарком путей сообщения Ф.Э. Дзержинский подписал указ о переименовании Николаевской дороги в Октябрьскую, а Николаевский вокзал - в Октябрьский. Это решение находилось в русле проводимой большевиками идеологической кампании по переименованию исторических мест. В 1924 г в целях увековечивания памяти В.И. Ленина Петроград (до 1914 г. Санкт-Петербург) был переименован в Ленинград. В том же году Октябрьский вокзал стал Ленинградским. Это название он носит и в настоящее время.
Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 6 сентября 1991 г. городу Ленинграду было возвращено его первоначальное наименование — Санкт-Петербург. В связи с этим обстоятельством сохранение у вокзала в Москве, с которого отправляются поезда в Санкт-Петербург, прежнего названия «Ленинградский» выглядит явным историческим анахронизмом. Возникает резонный вопрос о необходимости возвращения Ленинградскому вокзалу одного из двух исторических названий – Петербургский или Николаевский.
Имеются серьезные основания для возвращения Ленинградскому вокзалу названия «Николаевский». Этим актом была бы достойно увековечена память императора Николая I, как одного из главных основателей железнодорожного дела в России и как организатора строительства вокзала.
Исторические источники подтверждают выдающуюся роль Николая I как инициатора железнодорожного строительства в России. 12 декабря 1835 г. на одном из первых заседаний основанной им Комитета при главном управлении Министерства путей сообщения, по дневниковой записи присутствовавшего на заседании М.А. Корфа, император «прочел своим звучным голосом предложенные Комитету бумаги и потом в свободной и живой, как всегда, речи, изъявил все выгоды, какие в его разумении представляются в России устроением железных дорог в большом размере». Инициатива в постановке железнодорожного вопроса принадлежала царю. По наблюдению исследователя И.В. Ружицкой, «именно благодаря императору Николаю I началось строительство железных дорог. В одном из частных разговоров 1835 г. монарх убеждал собеседника, что верит в возможность «строить в России железные дороги» и говорил о своей готовности начать такое строительство». Причем императору приходилось преодолевать сопротивление и ряда правительственных чиновников, и даже членов собственной семьи. «Воля монарха превозмогла все». Николай I лично выбрал архитектора К.А. Тона и утвердил проекты строительства как Петербургско-Московской железной дороги, так и вокзалов в Москве и Петербурге. По мнению академика Д.С. Лихачева, Николаевская железная дорога была «самым большим архитектурным сооружением в мире.» Все станции на трассе, включая вокзалы в Петербурге и Москве, построенные одним архитектором – К. Тоном, «могут рассматриваться как единое произведение зодчества». 25 января 1843 г., когда император утвердил проект железной дороги между столицами, он, принимая делегацию купцов в своем кабинете, сказал следующее: «Мне надо было бороться с предубеждениями и с людьми, но когда я сам убедился, что дело полезно и необходимо, то ничто уже не могло меня остановить …»
Один из барельефов памятника Николаю I на Исаакиевской площади в Петербурге назван: «1851 г. Осмотр Веребьинскго моста» - так было отмечено завершение строительства Петербургско-Московской железной дороги. Дорога была торжественно открыта в 19 августа 1851 г. Пассажирами первого поезда из Петербурга в Москву были сам император Николай I с супругой и наследником престола, великие князья, свита и два батальона гвардейцев Семеновского и Преображенского полков. Николай I c семьей отправлялся на празднование 25-летия коронации. Император в ходе поездки высоко оценил работу архитектора Тона. В движении императорский поезд неоднократно останавливался для обозрения разных работ железной дороги. По воспоминаниям современника, император говорил: «с душевным удовольствием вижу осуществление моих желаний».
На Петербургском вокзале император с сопровождающими лицами был встречен ликующей толпой. По запискам М.А. Корфа, «выйдя из вагона, государь, в виду всех перекрестясь… направился к иконе Иверской Божьей матери и приехал в Кремлевский дворец уже в первом часу ночи».
Вместе с тем, Ленинградскому вокзалу может быть возвращено и название «Петербургский», если принять во внимание тот факт, что исторически оно было первым.
(Литература: Выскочков Л.В. Император Николай I. Человек и государь. М., 2001. С. 452-459; Император Николай I. М., 2002. С. 283-285; Тальберг Н.Д. Николай I. М 2000; Васькин А.А. История московских железнодорожных вокзалов. Ленинградский вокзал // Вопросы гуманитарных наук. М., 2007. № 6. С. 14-18; Ружицкая И.В. Император Николай I и железные дороги а России» // Индустриальное наследие. Саранск, 2007. С. 483-492; Лихачев Д.С. Поэзия садов. К семантике садово-парковых ансамблей. Сад как текст. СПб, 1991. С. 358.).
Старший научный сотрудник Института российской истории РАН, кандидат исторических наук И.А. Курляндский
№ 2115.4-8 13 апреля 2009 г.
Ленин любил путешествия (тут он в Стокгольме) - и это единственное обоснование, чтобы называть его имененм вокзал
Пикет в поддержку возвращения исторического названия
|
|
|
стр.1 |
// КУРЛЯНДСКИЙ Игорь |
|
|
Взгляд из Америки: очаги терактов по-прежнему имеют северокавказскую прописку |
Атеисты и верующие – актуальное противостояние ХХI века |
Казахстан: войска стреляют в мирных людей |
Слушается дело об убийстве Свиридова |
Премия Леонида Вышеславского – А. Зараховичу и Г. Фальковичу. |
|