|
ГЛАВНАЯ АРХИВ НОМЕРОВ №156 ДИАГНОЗ |
Самый долгий диктатор и его машина |
Каудильо Франко и его пропагандистская машина
Франсиско Паулино Эрменехильдо Теодуло Франко Багамонде на протяжении 36 лет (с 1939 по 1975 гг.) был правителем и диктатором Испании. Политическая карьера будущего вождя началась неожиданно.
До 1936 года, когда в Испании началась гражданская война между сторонниками республиканских властей и ультраправой партии Фаланга, Франко отдавал все свои силы и помыслы исключительно военной службе. Еще в 1916 году во время службы в Марокко в возрасте 23 лет он стал самым молодым майором в испанской армии, а в 33-летнем возрасте — самым молодым генералом. 29 сентября 1936 года именно Франко победил на выборах среди генералитета восставших националистов. Ему был присвоен чин генералиссимуса и титул каудильо (вождя). Он должен был возглавить «крестовый поход против красных орд», одержать победу над республиканцами и начать строительство новой Испании. Франко был молод, честолюбив и не имел политических пристрастий – в отличие от других генералов он не был ни монархистом, ни фалангистом, ни правым республиканцем.
Война продолжалась три года, и 1 апреля 1939 года радио Бургоса передало сообщение, распространенное позднее всеми газетами франкистской зоны: «На сегодняшний день армия красных пленена и разоружена, национальные силы овладевают последними военными объектами. Война закончена. Бургос 1 апреля 1939 года — года победы. Генералиссимус Франко». Так начался один из самых неоднозначных периодов в истории Испании – период диктатуры Франсиско Франко под девизом «один каудильо, одно государство, один народ». Какова роль пропаганды в том, что режим Франко просуществовал гораздо дольше, чем другие диктаторские режимы в Европе в ХХ веке?
1938-1966 годы
Вместе со строительством нового государства Франко сразу начал обновлять и систему СМИ. Кардинальные изменения коснулись печати. Еще в годы гражданской войны на подконтрольной восставшим территории началась ликвидация республиканских газет и журналов, на смену которым пришла печать Фаланги. Так, на материальной основе «Эральдо де Мадрид» появляется газета «Мадрид», социалистическую газету «Кларидад» сменяет «Информасьонес». Остаются лишь те газеты, которые в годы демократического правления «торпедировали республиканский строй, как это делала монархическая «АБЦ». В 1938 году был принят декрет о печати, который впоследствии стал законом мирного времени и определял пути развития испанской прессы до 1966 года, когда был принят новый закон о печати. Вот 11 ключевых положений декрета:
1) Пресса не является совокупностью частных и общественных предприятий, а представляет собой национальную (т.е. государственную) службу. 2) Только государство определяет, кто из испанцев может стать журналистом и в каких случаях может работать на этом поприще. 3) Только государство ведет официальный регистр журналистов и полномочно вносить изменения об исключении или введении в его список новых лиц. 4) Государство определяет тираж и размер газет. 5) Государство назначает и отзывает директоров газет. 6) Государство осуществляет цензуру всего информационного материала. 7) Государство устанавливает обязательность включения тех комментариев, информации, хроник и пр., публикацию которых сочтет необходимым. 8) Государство регламентирует профессию журналиста. 9) Государство узаконивает солидарную ответственность издателя и директора печатного органа. 10) Государство вводит в практику инструктаж и лозунги дня. 11) Закон не предусматривает возможности апелляции, кроме как к самому каудильо.
По сути, в первые годы своего правления Франко расчищал почву для организации новой печати. Число газет по сравнению с довоенным периодом сократилось в разы. В 1939 году из 250 газет, выходивших до гражданской войны, остались только 54. «В Барселоне было закрыто 20 из 22 газет (12 из них печаталось на каталонском языке). Остались «Диарио де Барселона» и «Вангуардиа». Такая же участь постигла и ежедневную прессу Мадрида. До войны в столице было более 30 газет. Сохранилось три: монархическая «АБЦ», католическая «Йа» (бывшая «Дебате») и правая «Информасьонес». Здание крупной столичной газеты «Эль Соль» заняла «Арриба» – центральный орган Фаланги. Еще с 1936 года начали возникать в Испании и новые газеты, такие как «Алькасар» (1936), «Ла Вос де Эспанья» (1936), «Марка» (1938), «Пуэбло» (1940). Естественно, все они имели либо фалангистскую, либо клерикальную направленность и отстаивали фашистские убеждения своих учредителей. До 1956 года общее число газет почти не менялось и колебалось от 86 до 101. Редакции располагались в 63 городах, из чего можно сделать вывод, что печать при Франко имела локальный характер. Потребности в большем количестве газет не было, 1-2 изданий на город было вполне достаточно, чтобы отражать официальную позицию Фаланги. «Буржуазная свобода печати была объявлена распущенностью, а прессе отведена роль посредника между государством и обществом: государству следовало направлять прессу, а последней – формировать общественное мнение. Существование различных мнений не допускалось», - отмечает исследователь В. Гинько.
Прессу в период франкизма можно разделить на партийную, клерикальную и условно частную. Партийная пресса принадлежала Фаланге. Она освобождалась от налогов, существовала за счет государства, имела преимущество при получении информации, снабжении бумагой и т.д. Фалангистские газеты составляли около 40% от общего числа газет в стране.
Изданий, принадлежащих церкви, было меньше, но они тоже пользовались благосклонностью режима. Это можно объяснить тем, что Франко, будучи католиком, не хотел портить отношения с церковью, и она оказывала ему всяческую поддержку.
Третий тип изданий я назвал условно частным, хотя некоторые называют его «буферным». Эти расхождения в определениях не принципиальны. Подобные издания принадлежали частному капиталу, но подвергались наибольшему контролю со стороны государства. Ситуация кажется несколько абсурдной: человек, который мог быть вовсе не лоялен к режиму, создавал на свои собственные средства газету, но не мог в ней публиковать материалы по своему усмотрению. Впрочем, испанским монополистам, владевшим газетами и журналами, было выгодно дружить с режимом Франко. Пресса же являлась для них основным каналом идейно-политического воздействия на трудящиеся массы.
В печать при Франко редко попадали статьи, посвященные темам, которые действительно интересовали общественность. Газеты в основном публиковали спортивные новости, развлекательные репортажи, рекламу, местные новости и т.д. О внутренней и внешней политике газеты писали только в положительном тоне, даже если на самом деле все было не очень хорошо. Газеты дезориентировали общественность, фальсифицируя факты, и это приводило к деполитизации общественного мнения. Несмотря на это Франко позволял себе лицемерные заявления, говоря о свободе слова и объективности. В 1944 году, когда еще шла вторая мировая война, каудильо выпустил декрет, в котором говорилось следующее: «Объективность является необходимым условием информации и комментария. Если некоторые нюансы и могут появиться в нашей печати, то только при условии, что они соответствуют нашей антикоммунистической позиции. Необходимо подчеркивать тон двух фронтов: восточного с Россией и западного с Англией и США, ограничивая значение успехов русских коммунистов и, наоборот, представляя во всей полноте победы англо-американских войск».
Уже после окончания войны Франко обнародовал «Хартию испанцев». В ней говорилось о том, что «каждый испанец может свободно выражать свои идеи, если они не покушаются на фундаментальные принципы государства». А покушались на эти самые принципы, естественно, те материалы, которые не соответствовали официальной позиции фалангистской партии абсолютно по любому вопросу. Следовательно, единственным работающим документом в области контроля за деятельностью печати по-прежнему оставался декрет 1938 года.
В соответствии все с тем же декретом в Испании осуществлялась политика «лозунгов дня». Через главное управление печати или провинциальные службы в газеты направлялись темы для редакционных статей. Государство также обозначало форму подачи того или иного материала. Новости международной жизни приходили в газеты из информационного агентства ЭФЕ. Естественно, все сведения фильтровались, и в газету поступала информация, которую необходимо было превратить в статью. Подобное унифицирование прессы сближало Испанию Франко с нацистской Германией и Италией Муссолини.
Взялось государство и за подготовку новых кадров. В 1941 году была создана Официальная школа журналистики. Журналист отныне должен был быть не объективным наблюдателем, целью которого являлось бы донесение максимально полной информации до читателя, а идеологом, убеждающим людей в незыблемости идеалов режима Франко. Принимались в школу журналистов только члены фалангистской партии, а быть журналистом мог лишь человек, занесенный в официальный регистр журналистов.
Отдельно стоит сказать о системе управления печатью. Центральным руководящим органом было главное управление печати, подчинявшееся сначала министерству внутренних дел, а позже переданное в ведение министерства народного просвещения. В обязанности главного управления печати также входило осуществление предварительной политической цензуры в Мадриде и Барселоне. На периферии полную ответственность за публикуемый материал несли главные редактора газет, а наблюдением за деятельностью изданий занимались провинциальные службы совместно с гражданскими губернаторами и военными властями. Вообще ни один материал, посвященный военной теме или последствиям «крестового похода» не мог выйти в свет без согласия министерства обороны. Значит, помимо политической, в франкистской Испании существовала еще и военная цензура. «Что касается религиозной цензуры, то она, будучи негласной, чувствовалась повсеместно: от секвестра запрещенных книг до открытой борьбы «с распущенностью либеральной печати» на страницах всех испанских газет и журналов», - пишет исследователь Г. Пашков. В 1952 году было создано министерство информации и туризма, и главное управление печати вошло в его структуру. Новое министерство одновременно управляло прессой, пропагандой, радиовещанием, кинематографом, театром и туризмом.
К середине 50-х – началу 60-х годов образ новой испанской печати сформировался. Такое положение дел устраивало режим, но явно не устраивало испанцев. Об этом красноречиво говорит тот факт, что тиражи всех без исключения газет с момента прихода к власти Франко неуклонно снижались. В 1958 году тираж «АБЦ», в то время самой распространенной в стране газеты, не превышал 100 тысяч экземпляров, тогда как до войны такие газеты, как «Эральдо де Мадрид», «Вос» (Мадрид), та же «АБЦ» выходили тиражом 200 тысяч экземпляров и более, а барселонская «Вангуардия» достигала 300 тысяч экземпляров.
И все это при том, что население страны и количество грамотных людей увеличивались. В 1930 году население страны составляло 23,5 миллиона человек (26% неграмотных), а в 1960 году – более 30 миллионов человек (11% неграмотных). К началу 60-х годов на 1000 испанцев приходилось 70 экземпляров газет. Этот показатель был заметно ниже, чем в развитых странах того периода. Испанцы больше не доверяли своей печати, возникали нелегальные издания, рос спрос на иностранную прессу. Там находили отражение факты, которые ни при каких условиях не появились бы в испанской прессе. Начались разговоры о необходимости реформирования системы печати.
1966-1975 годы
В 1964 году в главном управлении печати началось обсуждение проекта нового закона, регулирующего деятельность пишущей прессы. В 1965 он обсуждался советом министров, и после внесения поправок в 52 из 72 составляющих его статей 15 марта 1966 года был принят Кортесами (двухпалатный парламент Испании). Поначалу абсолютно революционной для франкистской Испании выглядела третья статья нового закона, так как в ней говорилось об отмене предварительной цензуры, которая ограничивала свободу печати в течение тридцати лет. Вместо цензуры вводилось такое понятие, как «добровольная» консультация. В то же время во второй статье закона говорилось о наказании изданий за «провинности», и формулировки причин, по которым газета или журнал могли наказываться, были максимально расплывчатыми.
«Даже журнал «Экклесиа», орган Католического действия, комментируя закон, вопрошал: какие гарантии будет иметь гражданин в том, что его право на свободное выражение идей, признаваемое законом, будет уважаться, если это право фактически сводится к нулю ограничениями, указанными в самом законе, и средствами, которые правительство резервирует за собой, чтобы помешать ему всякий раз, когда захочет», - пишет В. Гинько.
Закон о печати 1966 года обязал каждое издание сдавать 10 экземпляров каждого номера до его выхода в свет в соответствующие органы, после чего весь тираж мог быть изъят, и лишь суд позднее определял правомерность такого решения. Реестр журналистов отменен не был, и хотя правительство более не вмешивалось в назначение директоров газет и журналов, стать руководителем печатного органа мог только человек, внесенный в реестр. Также за министерством печати и туризма было оставлено право снимать со своих постов директоров изданий в случае, если те имели три серьезных нарушения закона о печати в течение года. Закон предусматривал возможность получения печатными СМИ официальной информации, но оставлял за государством право на сохранение в секрете того, что оно сочтет необходимым.
Таким образом, за счет оговорок и неточных формулировок фактически каждая статья закона была направлена на ограничение той свободы, которая иллюзорно возникала в связи с отменой предварительной цензуры. Да, теперь можно было публиковать фактически все, что угодно, не опасаясь, что статья не попадет в печать, но государство начало гораздо активнее карать журналистов и главных редакторов за уже опубликованные материалы. Так, например, в 1967 году журнал «Дэстино» был закрыт на два месяца, а его директор подвергся штрафу в 250 тысяч песет и был приговорен к восьми месяцам лишения свободы. И все это за публикацию в журнале письма на каталонском языке. С апреля 1968 года по апрель 1969 состоялся 201 административный процесс. Как правило, основанием для разбирательства было нарушение самой расплывчатой, второй, статьи закона о печати.
И тем не менее, изменения в испанской прессе все-таки произошли. Прежде всего увеличился объем и качество информации, касающейся внутренней жизни Испании. Газеты стали чаще прибегать к услугам частных информационных агентств. На первые полосы газет даже прорывались сообщения об антифракистских выступлениях, чего до 1966 года представить было нельзя. С 1963 года по 1967 года количество экземпляров газет на 1000 человек увеличилось в Испании с 71 человек до 95. Закон 1966 года ввел ограниченную свободу печати, но это был колоссальный прогресс по сравнению с первыми 30 годами правления Франко.
Радио, телевидение и кино в системе пропаганды
В первые годы после прихода Франко к власти радио не было особенно распространено в Испании. Но в 1942 году в 20 км от Мадрида начинается строительство мощного радиоцентра. В начале 40-х в Испании насчитывается около 80 радиостанций различной мощности. В сфере радиовещания начинает происходить фактически то же самое, что и в области печати. Появляются многочисленные провинциальные радиостанции малой мощности. Всплески интереса к радио наблюдались в 1948, 1951, 1956 годах.
В начале 50-х годов в Испании около 95 радиостанций и 1,5 миллиона радиоприемников. Естественно, лидирующие позиции занимали радиостанции Фаланги, которые объединялись в три радиосети. Первой возникла «Сеть передатчиков движения». Она появилась на базе первых станций Фаланги, которые существовали еще во время гражданской войны. В 1953 эта сеть насчитывает 48 радиостанций малой мощности. Вторая радиосеть принадлежащая Фаланге – «Голубая сеть радиовещания». В 1952 году эта сеть насчитывала 20 станций, позже их число выросло до 60. Целью большинства из них была подготовка квалифицированных специалистов в области радиовещания; можно сказать, что «Голубая сеть радиовещания» была фактически радиошколой, на подобие школы журналистики, о которой я уже говорил ранее. В1953 году возникает третья радио сеть Фаланги – «Сеть профсоюзных передатчиков». Напрямую она подчиняется отраслевым союзам.
В основном в провинции развивается церковное радиовещание, которое достаточно быстро проходит путь от радиоузлов с громкоговорителями до вещания при помощи мощных 100 Вт-передатчиков.
В 1945 создается главное управление радиовещания, которое так же как и главное управление печати, сначала находится под контролем министерства просвещения, а позже в 1952 вливается в структуру министерства информации и туризма. Ввиду того, что уровень неграмотности был в Испании все-таки достаточно велик, а тиражи газет постоянно падали, именно радио стало основным средством идеологического воздействия на массы. Об этом же говорит доля распределения вещательного времени между разными типами передач. Например, в 1954 году коммерческие темы занимали на радио только 1,1% от времени вещания, информационные передачи – 20%, идеологические – 22%. Следовательно, почти 50% вещательного времени занимала прямая или косвенная пропаганда франкизма. Тенденция по увеличению количества радиоприемников, а значит, и радиослушателей наблюдалась до конца правления Франко.
«Экспериментальное телевидение появилось в Испании в 1951 году, а первая телестанция «Чамартин» мощностью 2 кВт, построенная в 1956 году, вела передачи 2 раза в неделю, одна из передач была детской. В стране на этот год насчитывалось около 500 телевизоров», - отмечет Г. Пашков.
Еще в 1938 году, то есть во время гражданской войны, был создан национальный отдел кинематографа. С помощью этого органа Франко собирался вести пропаганду успехов «крестового похода». Производительность отдела в 1943 году составляла 85 фильмов, большинство из них были документальными. Полнометражные художественные картины также выпускаются, в начале 40-х их производится около 10 в год. В 1953 эта цифра увеличивается до 14 в год. Большая часть этих фильмов экспортируется в Латинскую Америку, основу же проката в Испании составляют зарубежные ленты. Главными странами-импортерами являются Германия и США. К 1956 году количество посещений кинотеатров составляло 314 миллионов человек в год. Государственная киностудия «Но-До» обладала собственным бюджетом и была абсолютным монополистом в производстве документальных фильмов.
Кинематограф, как и другие СМИ, стал средством мощного идеологического воздействия на массы. Производство новых фильмов должно было отвечать главной цели идеологов фаланги – популяризации идей корпоративизма среди всех испанцев. Недаром пик импорта немецких фильмов в Испании пришелся на начало 40-х годов, когда под наблюдением шефа нацистской пропаганды Геббельса в Германии снималось множество фильмов, вполне подходящих по своей тематике для показа в испанских кинотеатрах.
За годы своего правления Франко создал мощную систему идеологического воздействия на широкие массы, фактически полностью подчинившую себе общественную мысль. Основным элементом его пропагандистской машины были СМИ. Франкистский режим сумел монополизировать не просто газеты и радиостанции, а в целом всю информацию, которая доходила до испанцев. Отдельного внимания заслуживает законодательство, регулирующее деятельность СМИ. Оно также оказалось крайне эффективным. О том, насколько неоднозначными были методы каудильо, можно судить по тому, что даже в современной демократической Испании не утихают споры относительно его личности.
|
|
|
стр.10 |
// НАЗАРОВ Александр |
|
|
Взгляд из Америки: очаги терактов по-прежнему имеют северокавказскую прописку |
Атеисты и верующие – актуальное противостояние ХХI века |
Казахстан: войска стреляют в мирных людей |
Слушается дело об убийстве Свиридова |
Премия Леонида Вышеславского – А. Зараховичу и Г. Фальковичу. |
|