САХАРОВСКИЙ ЦЕНТР - ПРИБЕЖИЩЕ ВОИНСТВУЮЩИХ РАДИКАЛОВ
Центр имени Андрея Сахарова, расположившийся неподалёку от Курского вокзала столицы, снова в эпицентре скандала. Неизвестно, как бы отнёсся сам заслуженный физик-ядерщик к экспозициям, то и дело обновляющимся в центре своего имени, но право преемников знаменитой фамилии, похоже, этот вопрос интересует меньше всего. До Сахарова ли, когда нужно спровоцировать очередной скандал?
Несколько лет назад в Центре проходила выставка «Осторожно религия». Участники устраивали «перфоманс»: рубили топором православные иконы, а устроители объясняли, что религия в «перфомансе» присутствует исключительно «в художественном пространстве». На вопрос, почему глумление в «пространстве» ведётся только над символами православия, а не, скажем, католицизма, иудаизма, дзен-буддизма или ислама, устроители ответить затруднились.
Тогда был скандал: нервы верующих не выдержали, и ряд экспонатов, скажем так, пострадал. Был суд. Устроителей признали виновными в оскорблении чувств верующих и присудили к какому то символическому наказанию. Но впрок этот урок, конечно же, не пошёл.
В этом году выставка-провокация называлась по-другому - «Запретное искусство-2006»,-но на её сути смена вывески не отразилась. Часть экспонатов той выставки, за которую участники и устроители были оштрафованы, вновь красуются на стенах Центра. Но есть нюанс: «шедевры» загородили фанерой. В фанере прорезали дырочки. Высоковато прорезали, надо сказать, а для тех, кто не дотянется, - детям ведь тоже интересно! - есть лестница-стремянка, которую услужливо подставит в нужный момент дежурная.
Не удержался, спросил у одного из хозяев выставки: зачем глядеть на экспонаты через дырки? Ответ последовал фантастический: «Ну, вы когда в женской бане подглядываете, вы же в дырки, процарапанные в краске на стекле, смотрите – вот и здесь, по аналогии с женской баней, надо подглядывать».
Нужны какие-то комментарии?
Слева - глумление, справа - похабщина
Куратор выставки - искусствовед Александр Ерофеев, организатор – директор музея имени Сахарова Юрий Самодуров. Они планируют, ни много ни мало, «повторить выставку на материале 2007 года». Какие уроки, какое наказание, о чём вы? Всё позабыто, и суды, и судьи….. Как сказано в листовке Центра, «программа«Запретное искусство» рассчитана на несколько лет, её цель -мониторинги обсуждение характера и тенденций институциональной цензуры в области культуры». Чувствуете? На несколько лет! В течении которых зрителям, похоже, рассчитывают навязать, мягко говоря, странное отношение к православию. Либо привить «толерантный» взгляд на глумление и откровенную похабщину. А цель… Как вы думаете, какую Самодуров при этом преследует цель?
Условно экспонаты выставки можно разделить на две группы. Полевую сторону размещены артефакты, объединённые темой «Глумление над православием». По правую – темой «Похабщина и матерная ругань».
Наиболее яркие представители первой группы - творения Александра Косолапова. «Реклама Мак Дональдса»: лик Спасителя на красном фоне, а сбоку узнаваемый торговый знак в виде стилизованной буквы «М». Ниже текст: «Сие есть тело моё» на английском.«Икона-икра»:оклад иконы «Богородица с младенцем», а вместо ликов - чёрная икра. Не нравится Косолапов - обратитесь к шедеврам от Александра Савича из серии «Путешествия Микки Маус а по истории искусства». Господь проповедует на камне старинная гравюра, -но вместо Господа врезана мультяшная физиономия Микки Мауса. Коллаж Вагрича Бахчаняна «Без названия». Картина распятия Господа, а в место головы уХриста - орден Ленина.
Вторая группа экспонатов ещё более циничная. Авдей Тер-Оганьян, «Взрыв 5». Стилизованное изображение взрыва, а в центре - буквы «х», «у», ну, и так далее. Леонид Соков, «Памятник». Металлические буквы «х», «у», и ещё одна, третья, поставленные друг на друга. Илья Кабаков, «Пошёл ты…». Стилизованная страница из букваря. Косые прописи, а на них мишки, зайчики, и прочие зверушки и игрушки. Но косые прописи состоят из букв, образующих фразу «пошёл ты на…отсюда».
Фантастика.
Возможно, авторы - обычные больные люди. Я слышал, что некоторые врачи, работающие в лечебницах для душевнобольных, дают своим пациентам карандаши и фломастеры. На выходе получается почти тоже самое. Но не устраивать же из подобного экспозицию в центре Москвы!
Букетик из статей УКРФ
Вопрос, какое отношение имеет грязная циничная матерщина к искусству? Налицо - глумление над религиозными чувствами православных верующих. Ведь демонстрируются фотографии настоящих православных распятий и икон, издевательски стилизованных. Помимо растления молодёжи налицо и другое уголовное преступление-хулиганство. Причём все эти действия отягощены тем, что они совершены группой лиц по предварительному сговору. Я не юрист, но что-то мне подсказывает,чтодействияустроите-лейиучастниковвыставкиподпа-даютпод статьи 13 6УКРФ «Нарушение равноправия граждан», 213 «Хулиганство», 214 «Вандализм», 23 9 «Организация объединения, посягающего наличность и прав а граждан», 242 «Незаконное распространение порнографических материалов или предметов», 282 «Возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды».
Поспорите?
Традиционно музей и центр имени Андрея Сахарова ассоциируются у большинства россиян с правозащитниками. С защитой прав человека. Вне зависимости от того, еврей он, чеченец или русский, иудей или православный. Спорить о том, нужны ли нашему обществу правозащитники -нужды нет. Понимают это и наверху: Президент России ясно сказал: «Защищать права человека надо!»
Большую работу в этом направлении проводят Владимир Лукин – уполномоченный по правам человека, Элла Памфилова. Сын кинорежиссёра Станислава Говорухина, Сергей, сам потерявший ногу на Чеченской войне, многое сделал для наших инвалидов – ветеранов войн.
Но есть правозащитники, и есть«правозащитники».
Одни людям помогают .Другие –присосавшиеся к правозащитному движению, заняты только тем, что постоянно провоцируют общество,«раскачивают лодку»,разжигая скандалы. Часто глумясь при этом над святыми для большинства народа понятиями. И самое тревожное, что именно эти люди присвоили себе прав о выступать от лица всего правозащитного движения России. Но, выступая якобы в целях и с миссией «защиты прав человека», они не находят иных тем, кроме как демонстрирование всяческих извращений и любование всякими пороками человека. Громогласно объявляя в сё это «высоким искусством», которое ведёт общество к «абсолютной свободе».
Здесь можно привести аналогию с сексуальными извращенцами - более, что почтив сете мы, выпячиваемые этими деятелями, эксплуатируют именно эту характерную тематику. Пока извращенец занимается своими грязными делишками наедине с собой, запершись в своей конуре - это его личное дело. Но когда он выходит на улицу, и занимается тем же самым на виду у других граждан - его действия автоматически становятся уголовным преступлением, подпадающим под действие соответствующих статей УКРФ.
На выставках, где «художники» и их «меценаты» любуются мерзостями человеческих извращений, эти люди невольно разоблачают сами себя. Помните в Писании:«По делам их узнаете их!»
Скажите, уважаемые читатели, вот лично вы хотите воспитывать себя и свой художественный вкус не на полотнах Репина, Шишкина, Левитана, Перов а, Куинджи, Ге, Иванова, Тропинина, а на изображениях вывороченных гениталий и стилизованной под детские прописи грязной матерной ругани?
Я лично - нет.
|