Чаще всего многое сходит с рук тому,
кто успевает их умыть, предварительно хорошо погрев.
Э.Севрус
Приблизительно за месяц до Пасхи произошел ряд событий, связанных с высмеиванием церковных устоев, в которых напрямую подразумевается власть, церковь и криминал. Все происходящее поневоле обратило на себя внимание своей политической окраской и протестным порывом в период выборов президента России. Народ безмолвствует, возмущается, иронизирует, протестует, поляризуется и так далее. И у каждой категории высказывающихся находятся свои аргументы.
Участницы панк-группы Pussy Riot, спевшие 21 февраля в Храме Христа Спасителя «нечто подстрекательское», а точнее – импровизированный панк-молебен под названием Богородица, Путина прогони, сегодня изображаются на пасхальных яйцах в виде барышень с натянутыми на лица масками и прорезями для глаз и ртов. Кого-то этот кич шокирует, кого-то драйвит. Интернет пестрит острейшими комментариями и коллажами, посягающими на «святая святых». А тысячи людей продолжают тревожно жужжать о свободе слова, милицейском беспределе и купеческих замашках смиренных служителей церкви. Так было, так есть…
От чего же случился скандал в благородном семействе, в результате которого Мосгорсуд признал законным арест участниц панк-группы Pussy Riot Марии Алехиной и Надежды Толоконниковой, обвиняемых в хулиганстве в храме Христа Спасителя?
Ну, надели маски девушки, вбежали в солею и амвон, вход на которые запрещен, подошли к алтарю, включили звукоусиливающую аппаратуру и «стали выкрикивать оскорбления в адрес священнослужителей и верующих». Нормальному законопослушному человеку это пришло бы в голову вряд ли. Более того, первое ощущение от содеянного – нечистоплотность, осквернение.
Адвокаты утверждают – это была шутка. Но – знай место (или – «знай свое место»?) В том то и дело, что девушки то – нормальные! А значит – на лицо прецедент, который нуждается в социальном изучении. Но похоже сводится все к тому, чтобы «отхлестать», дабы другим не повадно было. То есть, расправиться с непокорными с позиций силы.
Следствие сначала предъявило Толоконниковой и Алехиной обвинение по части 2 статьи 213 УК РФ (хулиганство). Максимальная санкция предусматривает до семи (!) лет лишения свободы. Поиски участников действа рьяно продолжались в течении нескольких недель. «Ищут пожарные, ищет милиция…» На 17 апреля под стражей находились три предполагаемых солистки группы.
И тут уже среднестатистический обыватель нет-нет, а почешет в затылке – так ведь убивают порой ни за что, беспредельничают, а им ничего. И полиция не особо спешит раскрывать преступления, и духовенство грехи отпускает. А значит по команде «Фас!» сверху все по другому? Эх, граждане, «было так всегда, будет так всегда…»
С другой стороны, как не понять чувства десятков тысяч прихожан, для которых акт свершенный является ни чем иным, как происками дьявола.
Пока продолжались образцово-показательные следственно-оперативные действия по установлению «иных участников противоправной акции», массово начался сбор подписей под обращением к патриарху Кириллу с просьбой ходатайствовать за участниц Pussy Riot. Акции в поддержку прошли даже за границей. Это тысячи людей! Сами анонимные участницы панк-группы в своем блоге опубликовали открытое письмо, в котором напомнили противникам своих действий о христианском милосердии. А что, имеют на то основания! Но, похоже для тех, кто заседает в высоких кабинетах и патриарших ризницах, все эти намеки остаются «гласом, вопиющим в пустыне».
И вот вам версия: бесстыдницы пошли на провокацию сознательно, чтобы открыть глаза на вещи очевидные: не работают вечные истины, не работают постулаты духовные, нет иного пути, кроме того, который предписывает расправу с неугодными!
Более того, церковь, похоже, взялась за меч на голо! Как иначе воспринимать запись главы синодального отдела Московского патриархата по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерея Всеволода Чаплина в своем блоге "Православная политика" о том, что участницы скандальной панк-группы своими кощунственными действиями перед алтарем храма Христа Спасителя бросили "хамский, наглый и агрессивный" вызов православным верующим России. И что "уступать давлению агрессивной группы, бьющей сейчас на жалость, Церковь не намерена". Итак, фиксируем голос с высокого амвона: «Поделом!»
Ни освободить задержанных под подписку о невыезде, домашний арест или под залог в размере 100 тысяч рублей нельзя. Ни уверения адвокатов в преступлении ненасильственного характера, ни наличие малолетних детей, ни учеба в вузах не подействовали на прокурора, назвавшего арест девушек законным и обоснованным. Решение суда адвокат Николай Полозов охарактеризовал "совершеннейшим правовым нигилизмом и беспределом". "Молодых девчонок держат под арестом за шуточное преступление", - сказал защитник. Ну, не очень убедительно звучит, но, в общем, это так.
«Вот она узость взгляда, мелкота современной философии и агрессия церкви и власти», – говорят одни. «Вот так и надо поступать – принципиально, невзирая на прошения. Раньше думать надо было, что делаешь!» – трактуют другие.
Мы далеки от мысли оправдывать подобную выходку или осуждать. Но жить в темном повиновении тоже не хотим. Хочется высказать просто версию – это хотя бы предметно. Конечно, по своей дерзости поступок получился беспрецедентный. Это и вводит в негодование власть и церковь. И в гневе своем они не способны осознать всю безаппеляционность «сталинской» своей позиции. Какой ХХI век – в средневековые их казематы КПЗ! Какое крушение железного занавеса! Это все провокации иноземцев – ставят проверенную пластинку церковнослужители.
Как только появляется намек на оппозиционность, ни о каких дебатах, ни о каком консенсусе уже никто не думает – вот, какой может быть вывод. Вопрос – кому он может быть выгоден? Понятно, что не власти, которая теряет баллы, теряет лицо демократообразное и становится воинственным в который раз.
Да, пусть это кощунственно выглядело, а иначе бы не услышали, – утверждают оппоненты режима. Они добиваются того, чего хотят: срывают маски с ратаев за благоденствие, под которыми прячутся такие же люди, как и мы с вами. У них удобные роли положительных законопослушных пельменей. Фактически РПЦ провоцирует на то, чтобы конкретно вспоминалась фраза Остапа Бендера: мол, почем сегодня опиум для народа? Люди умные, но бесправные. Им остается злословить и смаковать фото попа на обочине, который скорее готов освящать автомобили по прейскуранту, чем заботиться о душе.
«А будет кого обесчестить словом, а не ударить…» Русская православная церковь взбудоражилась не на шутку и пытается надавить на патриотические регистры, объявив о всеобщем молебне в защиту Церкви и ее святынь во всех кафедральных соборах епархий РПЦ 22 апреля. Такое постановление принял Высший церковный совет под председательством того же патриарха Московского и всея Руси Кирилла, к которому взывали о милосердии накануне бунтари или те, кто за них заступается.
Какое милосердие, когда по разумению служителей культа участившиеся в последнее время нападки на Церковь «имеют политическую и антироссийскую подоплеку», так как "особенно заметными атаки стали в предвыборный и поствыборный период".
***
Ну, Божья ли это десница или звезды в небе так сошлись, только символично, а иногда и карикатурно выглядит в период высокопарных воззваний, доходящих чуть ли не до анафем, что Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу пришлось объясняться в связи с вещами вполне обыденными, сойдя с «небесного алтаря».
В частности, он попытался прояснить ситуацию со швейцарскими часами "Breguet", которые в свое время ему "надели" на руку остроглазые журналисты. "Да, я ношу часы. Вот эти часы мне подарил Дмитрий Анатольевич (пока еще президент Медведев - ИФ). Это наши русские часы, недорогие часы с гербом - маленькие, аккуратные часы", - цитирует патриарха известный журналист В.Соловьев.
По словам Соловьева, когда предстоятель увидел фотографию с "Breguet" на собственном запястьи, он очень удивился. "Потому что, когда мы надеваем одеяние для службы, часы невозможно надеть, невозможно носить часы. И я смотрел на эту фотографию и вдруг понял - а ведь это коллаж! Но после того, как появилась эта фотография, я пошел и стал смотреть. Ведь приходят многие и дарят. И стоят зачастую коробки, которые не открываешь и не знаешь, что там. И я увидел, что действительно есть часы Breguet, и поэтому я нигде не дал комментариев, что у патриарха таких часов нет. Потому что да, коробка с такими часами, ни разу не надеванными, есть, и она лежит", - сказал патриарх на встрече с журналистом.
По словам Соловьева, далее патриарх Кирилл "с интересом и ужасом" стал смотреть, сколько же стоит ряд подарков, которые ему делали.
Потом возник скандал в блогосфере после того, как на официальном сайте РПЦ появилось фото со встречи патриарха Кирилла с министром юстиции Александром Коноваловым. Часы Breguet на руке главы РПЦ были заретушированы, однако их отражение осталось на лакированном столе!!! Московская патриархия решила строго наказать сотрудницу, которая допустила ошибку при ретушировании фото с патриархом Кириллом, в результате чего с руки предстоятеля РПЦ исчезли часы Breguet. Якобы она сама решила использовать фоторедактор и удалить часы со снимка. "Понятно, что это недоразумение. Мы не хотим ничего скрывать, нам нечего стыдиться", - такой вот последовал комментарий.
И, наконец, патриарху пришлось прокомментировать еще один скандал. На этот раз вокруг принадлежащей ему московской квартиры, которая оказалась засыпана пылью в результате ремонта у соседей. В этой квартире предстоятель РПФ хранил огромную коллекцию своих книг, доставшуюся ему от отца. По словам Кирилла, в этой квартире живут две его троюродные сестры, одна из которых внезапно позвонила ему и сообщила, что больше не может находиться в этом жилье.
В результате была назначена экспертиза, которая установила, что самой дорогой частью исковых требований будет реставрация книг, стоимость которой должна составить порядка 20 миллионов рублей. «Ответчик отказался платить, начали действовать судебные эксперты, и далее пошел разговор, что «вот, отдавайте квартиру». Никто не говорит ни о какой отдаче квартир, речь идет о возмещении суммы», - передал все тот же Соловьев рассказ патриарха.
Как заявил глава синодального Информационного отдела РПЦ Владимир Легойда, патриарх не имеет никакого отношения к этой истории. «Попытки связать имя предстоятеля церкви с данным делом - очередной пример грязных пиар-технологий. Сами инициаторы, насколько я понимаю, особо и не скрывают, что вбросили эту тему в информационную среду именно потому, что в правовом поле у них нет оснований для положительного для них решения возникшей проблемы. Проблемы, к которой патриарх не имеет отношения», - заявил Легойда.
***
Вот такие предпасхальные, до нельзя, мирские заботы были у Кирилла. Часы швейцарские, квартира в центре выплыли из тени на суд общественности. А тут еще эти панки бесстыжие, проникшие к алтарю, означающему небо, где обитает Бог, в храм, означающий землю. И если не через средние, Царские, врата, через которые могут проходить только священнослужители, то как-то по-другому. И уже их глазами кто-то разглядывает наши тверди и хляби. Как отмыться от всего этого? Как восстановить то состояние покоя, когда человек облегчает и тело, и дух, избавляя их от мрака и дебелости. Когда тело становится лёгким и бодрым, а дух - светлым и ясным. Может, обратиться к Новому завету и выполнить, например, сказанное в Евангелии: «Просящему у тебя дай», исходя из слов Господа Иисуса Христа: «Милосердия хочу Я, а не жертвоприношений…»
P.S. На днях Киркоров обратился к собравшимся с амвона храма после таинства крещения своего ребенка. В своем блоге участницы групрпы Pussy Riot обратили внимание на то, что Киркоров, в отличие от них, не был взят под стражу "сводной бригадой из 30 бойцов спецназа ФСБ", не арестован судом, несмотря на наличие малолетней дочери, не был помещен на время следствия в один из московских СИЗО и ему не грозит до семи лет лишения свободы. Не нужно никому напоминать,что с формально-юридической точки зрения, ровно за то же самое (деяние в храме) уже более месяца 3 предполагаемых солистки Pussy Riot заточены в камерах СИЗО-6 Печатники (из сообщений интернет-изданий)
…О, Господи, дай хоть йоту благоразумия детям своим…
22.04.2012