Как говорится в анекдоте, иду, значит, никого не трогаю. Вдруг желтый листик с дерева упал. И все: осень, учеба, смерть…
Можно, конечно, посмеяться над специфическим юмором, но вот тем, для кого дело отечественного образования является огромной частью жизни, а начало нового учебного года – важным трудовым и образовательным этапом, относятся к сентябрьским перспективам куда как серьезно.
Вот некоторая статистика. К началу нового 2012-2013 учебного года в России существует более 100 тысяч образовательных учреждений, в которых учится 30 миллионов человек. К новому учебному году в эксплуатацию введено 549 новых образовательных учреждений, из которых 431 детский сад и 63 школы. Приобретено и поставлено почти 2 миллиона единиц оборудования. На 4,5 тысяч школьных автобусов пополнился транспортный парк для учащихся. Такие данные были приведены в материалах правительства РФ, подготовленных к совещанию о готовности системы образования к началу нового учебного года, которое проводил премьер-министр РФ Дмитрий Медведев.
Глава Правительства обсудил с руководителями регионов готовность учебных заведений к 1 сентября. В частности, особое внимание было уделено образовательным учреждениям Краснодарского края, пострадавшим недавно от наводнения.
Целью августовских педсоветов стало обсуждение модернизации региональных систем общего образования и реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа». При этом обсуждались итоги минувшего учебного года, организация работы с одаренными детьми, модернизация системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров.
Министр образования Дмитрий Ливанов, в частности, среди ключевых задач видит – увеличение заработной платы учителей, повышение квалификации педагогических кадров. Он также сообщил, что в ближайшие годы ЕГЭ по английскому языку станет обязательным предметом наряду с русским языком и математикой.
Что касается нового закона «Об образовании». Дмитрий Ливанов сообщил, что документ уже внесен в Государственную Думу. Планируется, что он вступит в силу в учебном 2012-2013 году.
Пищи для обсуждения хватало с лихвой. Ведь в прошлом году в России стартовал масштабный проект модернизации региональных систем общего образования. На его реализацию в федеральном бюджете в 2011-2013 годах предусмотрено 120 миллиардов рублей.
В частности, для обеспечения готовности системы образования к началу нового учебного года на эти средства проведен капитальный ремонт в более чем 6 тыс. школ (45% от общего числа общеобразовательных учреждений, требующих капитального ремонта).
Существенным моментом реализации всероссийского образовательного проекта является выполнение задачи по повышению зарплаты учителей до средней по экономике в каждом регионе страны. Так, согласно указу президента РФ от 7 мая 2012 г., в текущем году зарплата преподавателей и педагогических работников общего образования должна быть доведена до средней по региону, а к 2018 г. для преподавателей высших учебных заведений и научных сотрудников - до 200% от средней заработной платы в соответствующем регионе.
А что имеем сейчас? В настоящее время среднемесячная зарплата педагогов в дошкольных учреждениях составляет 19,2 тыс. руб. (68% от средней по экономике), учителей системы общего образования - 21,4 тыс. руб. (76%), работников учреждений начального профессионального образования - 16,1 тыс. руб. (57,76%), работников учреждений высшего профессионального образования - 24,6 тыс. руб. (88,22%).
Есть прогрессивные нововведения в содержание учебного процесса. К примеру, еще в феврале правительство России утвердило план мероприятий по введению с 2012-2013 учебного года курса "Основы религиозных культур и светской этики" во всех общеобразовательных учреждениях страны.
В частности, он уже появился в расписании столичных школ. Как прокомментировал руководитель столичного департамента образования Исаак Калина, "в России уже четвертый год апробируется курс "Основы религиозной культуры и светской этики". В Москве в прошлом году была апробация в Зеленограде, а в этом году вместе со всей Россией мы переходим на изучение этого курса".
Что важно отметить, по данному курсу уже написано и издано учебное пособие. Ведь со временем вся Россия перейдет к этому курсу.
Решение этого вопроса сопровождает острая дискуссия о целесообразности в светской школе вводить обязательный для всех учащихся предмет о религии. Разгорелась она еще в начале 2000-х годов. Точку в спорах в июле 2009 года поставил Дмитрий Медведев, занимавший тогда пост президента РФ. Он поддержал идею религиозных лидеров о преподавании основ религиозной культуры и светской этики в школах России и предложил провести эксперимент в ряде регионов.
Проходивший в 21 регионе России в течение двух лет эксперимент был признан удачным, и новый курс теперь введут по всей стране. На выбор предлагаются курсы по основам традиционных для России религий - православия, ислама, иудаизма, буддизма. Кроме того, существует универсальный "модуль, знакомящий со всеми религиозными блоками", а также основы светской этики.
***
На этом революционные новшества далеко не исчерпываются. Скорее наоборот. Ведь в скором будущем в России примут новую программу развития образования на 2013-2020 годы, которая предполагает ощутимые изменения всей системе образования в целом и средней общеобразовательной школе в частности.
Прежде всего, бросается в глаза то, что все школы в перспективе обретут профильный статус. Талантливые ученики с 12 лет будут поощряться стипендией от правительства РФ. Способные дети также получат возможность получить дополнительное углубленное образование в зимних и летних школах. К преподаванию здесь будут привлекаться специалисты из вузов.
Важным условием является решение вопроса улучшения материального положения лучших педагогов. Так, для 1000 учителей страны будут предусмотрены премии в размере до 200 тысяч рублей. Их молодые коллеги смогут учиться в педагогической интернатуре (по аналогии с действующей системой медицинского образования в РФ).
Улучшения ожидают и в бытовом плане. К 2020 году во всех российских школах должны появиться спортзалы и благоустроенные туалеты. В особенности касательно последнего проблема вполне актуальна для сельской местности, а также многих райцентрах в статусе города.
Что касается учреждений начального и среднего профессионального образования, определенный процент по-прежнему будет направлен на обучение различным профессиям. А вот другая часть целиком перепрофилируется на повышение квалификации рабочих и специалистов со средним профессиональным образованием. И в этом прослеживается серьезный расчет на данный сектор.
Если брать вузовскую сеть, правительство собирается направить сюда дополнительные бюджетные средства. Снова таки, следует учесть, что изначально это коснется учреждений федерального уровня, а также вузов, ведущих научно-исследовательскую деятельность и готовящих кандидатов и докторов наук.
Зарплату педагогов высшей школы хотят привязать к средней по региону - она должна вдвое превышать этот показатель. Например, для Москвы это до 100 тысяч рублей в месяц. Конечно, в менее благополучных субъектах РФ цифра окажется в два-три раза меньше, однако на общем местном уровне будет выглядеть достойно.
Следующий важный оргмомент коснулся зачисления первоклассников в средние школы. С 1 августа 2012 года подобная запись осуществляется вне зависимости от их регистрации по месту жительства или пребывания. Хотя конечно, приоритет сохранился за теми кандидатами, которые имеют регистрацию в районе, закрепленном за школой. Что из этого получилось – материал для ближайшего анализа – сколько же свободных мест использовали «не местные». И как эффективно сработал соответствующий весенний приказ Минобрнауки РФ. Тут интересно будет понять – как прошел, предполагаемый при дефиците мест, конкурсный отбор кандидатов
Если коснуться истории, в престижных школах крупных городов подобные конкурсные отборы устраивались для всех детей вне зависимости от места жительства или пребывания. Как один из негативных моментов отмечалось распространение сомнительного предпринимательства по предоставлению фиктивной регистрации в зонах обслуживания престижных школ.
***
И еще что касается первоклассников, серьезную позицию занял руководитель Роспотребнадзора, главный государственный санитарный врач РФ Геннадий Онищенко. Он считает, что именно с помощью мобильного телефона эти дети смогут быстрее адаптироваться к школе и избежать стресса первых учебных дней. Он утверждает, что у школьников будет реальная возможность в сложные моменты позвонить родителям.
"Надо понимать, что телефон сегодня, особенно для городского ребенка, это необходимость. Во-первых, если ребенок может позвонить маме или папе и услышать родной голос, это является стрессоадаптатором. То есть первоклашку можно адаптировать с помощью телефона. Второе, сами городские родители в этом заинтересованы - им так будет спокойно. Другое дело, какие требования (предъявляются) к этим телефонам", - сказал Онищенко.
По его словам, для детей начальных классов лучше всего подошли бы телефоны, которые могут осуществлять экстренный набор только родителям или знакомым и принимать звонки только с известных номеров. Однако российский рынок, к сожалению, подобных устройств не предлагает. Естественный вопрос: почему же за границей они продаются.
Глава Роспотребнадзора также подчеркнул, что существуют требования к самому телефону, как с точки зрения излучения, которое он производит, так и с точки зрения безопасности тех пластиковых материалов, которые применяются, в первую очередь, для наушников.
"По тем данным, которые мы имеем, у нас нет каких-то особых претензий к отдельным типам телефонов. Сейчас эта тема достаточно отрегулирована. Вредных с точки зрения здоровья детей марок или типов телефонов нет на рынке. Другое дело - сколько по нему говорить. Мобильный телефон - это телефон "у меня все в порядке" или "я буду через 10 минут". Вот примерная длительность разговора", - отметил Онищенко.
Поучительна также точка зрения Онищенко о том, что телефон можно использовать как некий тест на зрелость ребенка и качество его воспитания.
"Вот он пришел в класс и всем хвастается этим навороченным телефоном, которого нет даже у директора школы. Или он пижонится перед одноклассниками, у которых телефонов нет. Это о чем говорит? О каком пробеле в воспитании? Второе - он говорит беспрерывно и не думает о том, что у родителей ограниченные финансовые возможности. Если он об этом не думает, тоже делайте вывод", - подчеркнул главный санитарный врач.
Что касается технических средств обучения, а именно компьютеров, Онищенко считает, что здесь мы уже опоздали с рекомендациями. Вопрос работы компьютерных классов в школах России давно отрегулирован и с точки зрения времени использования компьютера учеником, и с точки зрения безопасности.
По словам главы Роспотребнадзора, наши дети в компьютерах сидят давно и основательно. Сегодня нас должна беспокоить другая проблема - чтобы мы не подталкивали детей к аутизму, допуская возможность общения с другими только посредством дисплея или смс-сообщений.
"В школе это (время работы ребенка за компьютером) проще контролировать, а дома - это только увещевание родителей. По нашим нормам, первоклассник должен проводить за компьютером не более 30-40 минут в день. Но сегодня не то, что первоклассники, а даже дошкольники эту норму не выдерживают. Просмотр одного мультфильма - это уже 15-20 минут. А на одном ребенок не останавливается", - подчеркнул главный санитарный врач.
Кстати, говоря об обучении школьников при помощи ярких канцелярских товаров и современных технических устройств, будь то ноутбук, интерактивная доска, электронная книга или смартфон, медики опасаются, что использование гаджетов или некачественных ластиков и фломастеров может существенно подорвать здоровье детей. Так, в ходе диспансеризации подростков в 2011 году: примерно у 57% были выявлены различные заболевания. В частности, болезни эндокринной системы, которые явились следствием неправильного питания и недостаточно активного образа жизни. На втором месте - болезни органов дыхания и на третьем - костно-мышечной системы. На это должны обращать внимание и педагоги и родители, если хотят, чтобы ребенок рос здоровым.
02.09.2012