ПЕЧАЛЬНЫЙ РЕПОРТАЖ ИЗ ДОНСКОГО МОНАСТЫРЯ
3 октября 2005 г. в Донском монастыре состоялось перезахоронение останков двух великих сынов России – А. И. Деникина и И.А. Ильина. Недавно мы побывали на их могилах.
Прошло не так уж много времени с момента показа многосерийного телефильма Никиты Михалкова «Русский выбор», столь трогательно рассказывавшего о судьбах нашей «первой эмиграции» – белых генералов, офицеров и солдат, навсегда покинувших родину. Что особенно больно резануло тогда по сердцу: как же бережно сохраняли они память о потерянной России, как ее любили, как мечтали о встрече с ней! И какая это страшная вещь – братоубийственная война… Вскоре после выхода фильма на экраны останки наших великих соотечественников А.И. Деникина, И.А. Ильина и их жен были вскоре перевезены в Москву и перезахоронены в Донском монастыре.
С тех пор прошло полтора года.
Помпа, которая предшествовала этому знаменательному событию – ведь речь, по большому счету, идет о духовном воссоединении всех русских людей, вольно невольно оказавшихся на чужбине, – обернулась банальной показухой.
Как это было
Проект перезахоронения – а иначе, чем проектом, это и не назовешь, по крайней мере, сегодня – был инициирован Российским фондом культуры под руководством Н.С. Михалкова, получил благословение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и полное одобрение главы государства. Это событие всколыхнуло тогда все Русское Зарубежье.
Дочь белого генерала Марину Антоновну Деникину-Грей, которая родилась, кстати, в самый разгар Гражданской войны в Екатеринодаре и была увезена с Родины еще младенцем, руководитель дирекции президентских программ Российского фонда культуры Е. Н. Чавчавадзе долго уговаривала дать согласие на перезахоронение останков ее родителей на Родине, в Москве. Наконец, она поверила в искренность желаний и уступила.
Для проведения этого торжественного акта Русская Зарубежная Церковь и русские диаспоры собрали делегацию своих представителей во главе с архиепископом Берлинским и Германским Марком. В нее вошли: протоиерей Павел Цветков, ключарь Кресто-Воздвиженского кафедрального собора в Женеве; протоиерей Петр Холодный, казначей Архиерейского Синода; священник Серафим Ган, личный секретарь первоиерарха Русской Зарубежной Церкви; В.К. Голицын, староста Знаменского кафедрального собора при Архиерейском Синоде в Нью-Йорке.
Архиерейский Синод Русской Зарубежной Церкви во главе с Высокопреосвященнейшим Митрополитом Лавром благословил делегацию принять участие во всех намеченных мероприятиях. А родственники и душеприказчики усопших оформили необходимые документы на перезахоронение, исполнив желание верных сынов и дочерей России – быть захороненными на Родине, чтобы хотя бы духом быть рядом со своим народом.
В период с 28 сентября по 3 октября 2005 года останки были торжественно перенесены с кладбищ в Донской монастырь: четы Деникиных – с Владимирского кладбища в Джаксоне (Кесвилл), штат Нью-Джерси, США, и четы Ильиных – из Цюриха.
С российской стороны в перезахоронении принимала участие официальная делегация, в состав которой вошло также немало сотрудников Российского фонда культуры. От духовенства – делегация во главе с наместником Сретенского монастыря архимандритом Тихоном (Шевкуновым).
Надо напомнить, что перенесение останков к месту перезахоронения сопровождалось торжественными богослужениями в храмах как в России, так и во многих странах мира.
3 октября 2005 г. Святейший Патриарх Алексий II совершил освящение закла дного камня Мемориала национального примирения и возглавил совершение панихиды в Большом соборе монастыря. После этого в присутствии представителей государственной власти, видных политических и общественных деятелей состоялось перезахоронение останков А.И. Деникина, И.А. Ильина и их супруг.
Во время панихиды архиепископ Берлинский и Германский Марк огласил послание Высокопреосвященнейшего Митрополита Лавра. В нем, в частности, говорится: «Совершая архипастырскую поездку по монастырям и приходам Русской Зарубежной Церкви в Западной Европе, шлю сие приветствие всем участникам перенесения в Москву останков генерала А.И. Деникина и И.А. Ильина и мысленно присоединяюсь к молитвам, возносимым сегодня о упокоении душ наших национа льных героев, боровшихся за Россию и народ наш: один – силой оружия, а другой – силой мысли. Оба потом оказались на чужбине, но никогда не забывали своей родины, всегда были обращены к России и жили ра ди нее, как и многие русские эмигранты».
Почетный караул сопровождал останки к месту погребения. Перед гробом А. И. Деникина офицеры несли 10 боевых орденов, доставленных из Версаля, где они хранятся, и именное оружие генерала.
После погребения праха А.И. Деникина, И.А. Ильина и их супруг прозвучали орудийные залпы.
Когда рассеялся дым от залпов…
Прошло полтора года после этих торжеств. Но складывается впечатление, что наши высокопоставленные руководители от культуры благополучно позабыли и поручение Президента России (пр-1808 от 5.11.04 г.), и поручение правительства (МФ-П44-1433 от 31.03.05 г.), и собственный приказ – министра культуры (№234 от 01.06.05 г.). Руководитель Межведомственной рабочей группы Андрей Вульф в одном из своих интервью в те времена сказал следующее: «Идея состоит в создании в России Мемориала гражданского согласия и примирения, закладной камень которого появится 3 октября в Донском монастыре, где также захоронены красноармейцы, погибшие в Гражданской войне. Мемориал – может быть, это будет часовня, может быть, памятник, вопрос не решен – появится позже».
Сразу возникает вопрос о том, насколько уместно ставить часовню над могилой безбожников большевиков. Получается что-то вроде совместного мемориала Христа и Иуды. Но это отдельная тема. Как бы то ни было, помимо даже самой роскошной часовни, любая могила нуждается в самом элементарном уходе. Холмик осыпавшийся поправить, травку, цветочки посадить, окурки и другой мусор убрать, крест достойный на могиле установить.
До сих пор на могилах – деревянные незатейливые кресты, поставленные явно временно и успевшие уже покоситься. Была картонная фотография Деникина – и та пропала. Вообще, вид его могилы – вождя Белого движения, генерала – жалко диссонирует с обустройством его могилы в Америке, на кладбище в Джаксоне, на которой стоял добротный каменный крест и мемориальная табличка. К тому же и территория вокруг нынешних могил выглядит словно заброшенная. А многочисленные московские хранители памяти об Антоне Ивановиче, пытавшиеся самостоятельно организовать уход за могилами, вплоть до установки на них за свой счёт соответствующих достойных памятников, натолкнулись на непонятный, но решительный отпор со стороны администрации монастыря. Кроме того, в настоящее время доступ посетителей к месту захоронения разрешён только в выходные дни.
Надо было тогда, полтора года назад, спросить Вульфа: «Обустроить Мемориал позже – это когда значит? После следующей революции, когда победим в людях чванство?»
Рассвет будет!
Создание Мемориала не может ограничиваться лишь сооружением какой-нибудь архитектурной конструкции. Мемориал – это, прежде всего, место народного почитания. Это живая память, живые люди, приходящие сюда каждый день и отдающие, оставляющие здесь – каждый в отдельности и все вместе – частичку своей души, своего тепла, участия. А потому это место, которое требует и постоянного ухода, точнее – ежедневного.
Недостаточно только перезахоронить человека под залпы почётного караула, как недостаточно ограничиться закладным камнем или часовенкой. Надо ещё наполнить это место, это пространство, эту зону национальной – по-настоящему мемориальной! – памятью о том, что однажды русская история раскололась и пошла двумя дорогами, которые наконец-то слились. Ведь ради этой великой цели состоялось перезахоронение?
…Неужели мы такие люди, что даже к собственному трагическому прошлому относимся так вызывающе безразлично, а к событиям, связанным с восстановлением исторической справедливости, – так уничижительно-формально: отрапортовался – и с плеч долой? Как тот петух из анекдота: «Главное – вовремя прокукарекать, а там – хоть и не рассветай!»
|