|
ГЛАВНАЯ АРХИВ НОМЕРОВ №38 НОВЕЙШАЯ ИСТОРИЯ |
Убийство без убийцы |
НОВЫЙ ПОВОРОТ В «ДЕЛЕ ПУМАНЭ»
11 апреля информационные агентства сообщили: майор Вячеслав Душенко, которого 2,5 года прокуратура объявила в федеральный и международный розыск, больше не разыскивается. Его уже не обвиняют в убийстве офицера-подводника Александра Пуманэ, принадлежавшего к «кингисеппской банде киллеров». Группировку, как известно, недавно осудили и ее причастность к серийным заказным убийствам доказали.
Смерека: два года лишения свободы
Но кто должен ответить за смерть участника банды, наступившую после допроса в отделении милиции? Журналисты уже прокомментировали решение прокуратуры одной фразой: «виновата дубинка» РП-73, выданная для работы с задержанным. Ранее следователи подозревали, что именно после «допроса с пристрастием», проведенным Душенко с применением дубинки, и погиб Пуманэ.
Теперь, судя по линии поведения прокуратуры, труп есть, а виноват дежурный милиционер Иосиф Смерека, который по приказу начальства выдал это злосчастное «спецсредство». Поскольку за выполнение приказа Пресненский районный суд 29 марта 2006 года признал его главным виновником «халатности, повлекшей по неосторожности смерть человека»…
С другой стороны, чтобы понять мотивы поведения «силовиков» в ночь допроса Пуманэ, надо знать обстановку накануне и понимать общественную опасность, которую не без оснований милиционеры усмотрели в странном поведении отставного подводника.
Впрочем, все по порядку.
Обстановка
2004 год. 6 февраля террористка-смертница взорвала себя в метро между станциями «Автозаводская» и «Павелецкая». Погибли 39 человек, более 100 получили ранения.
24 августа взрыв бомбы на остановке общественного транспорта на Каширском шоссе. Пострадали 4 человека.
В этот же вечер террористки-смертницы взорвали самолеты Ту-134 и Ту-154, вылетевшие из аэропорта Домодедово. Погибло 88 человек.
31 августа возле станции метро «Рижская» взорван автомобиль. Погибло 10 человек.
3 сентября в Беслане погибли 330 детей и родителей, 10 сотрудников спецназа и 2 сотрудника МЧС России.
Задержание
За двое суток до смерти Пуманэ СМИ сообщали: «В правоохранительных органах уверены, что у Джебирхановой и Нагаевой (взорвавших 24 августа самолеты – В.К.) были еще две сообщницы, прибывшие вместе с ними в Москву – одна из них, предположительно Роза Нагаева, сестра Аманат Нагаевой, взорвала себя у вестибюля станции метро «Рижская» в Москве 31 августа. Еще одна сообщница, Марьям Табурова, объявлена в розыск. Следствие не исключает, что она находится в Москве и готовит еще один теракт».
Имея на руках такую информацию, в ГУВД столицы продолжал работать оперативный «Штаб по расследованию теракта на «Рижской», и все силовики Москвы прочесывали город, стремясь предотвратить новые массовые человеческие трагедии.
…Промозглой сентябрьской ночью 17 сентября, перед полуночью, в самом центре Москвы – в Спиридоньевском переулке, по соседству с Новым Арбатом, оперативники 83-го отдела милиции ОВД «Пресненский» обнаружили автомашину «ВАЗ-2105» с тонированными стеклами. Фары авто были включены, человек за рулем оглядывался по сторонам.
Сотрудники милиции предъявили свои удостоверения водителю «пятерки», попросили его выйти из машины и показать документы. Заметно взволнованный шофер вышел, показал удостоверение подводника и документы на машину. При нем также оказались два техпаспорта ещё на один «жигуленок» и «Волгу». Это было странно. Водитель продолжал нервничать.
Заглянув в салон, оперативники от изумления едва не уронили форменные фуражки: у рулевой колонки торчали провода, ведущие в задний багажник. За передним правым пассажирским сиденьем в спинке был обнаружен надрез, в котором хранилась тротиловая шашка, завернутая в газету. Водителя звали Александр Пуманэ.
На него тут же надели наручники, оповестили начальника уголовного розыска района о находке и немедленно доставили подозреваемого в дежурную часть отделения милиции. Часы только что отмерили полночь, 18-е сентября, и начали отсчет первого акта трагедии.
Мобилизация
Начальник уголовного розыска Михаил Камша по телефону тут же оповестил о ЧП свое начальство. А потом – руководителей отделений милиции всех районов. На часах было 0.30. Дальше по служебной иерархии нижестоящими офицерами обзванивались вышестоящие силовики.
Пока руководство добиралось по ночным улицам к отделу, главный сыщик района успел выяснить со слов доставленного, что его «за тысячу долларов попросил перегнать машины к Бородинской панораме неизвестный кавказец».
В этом месте следующим днем должна была завершиться конференции мэров городов мира. В случае исполнения теракта в этой точке вздрогнули бы на всей планете. Одного адреса милиционерам было достаточно, чтобы понять, насколько ситуация серьезна.
Про два других автомобиля задержанный сказал, что они дожидаются его на ВДНХ и в районе Денисовского переулка.
Через тридцать минут после звонка на работу примчался начальник отдела милиции Андрей Семигин, позже ставший одним из осужденных по делу. В трех шагах от центрального входа была припаркована «пятерка». Ночь отмерила первый час после полуночи.
Начальство
Милиция оцепила район, перекрыла главный вход в отделение. На место ЧП было вызвано вышестоящее руководство, следственно-оперативная группа райотдела милиции и руководство округа и города. Поскольку уже был создан и действовал общегородской «Штаб по расследованию теракта на Рижской», в 83-е отделение к 1.20 прибыли руководители вышестоящих подразделений ГУВД. Сотрудники других спецслужб, имеющих отношении к работе этого штаба, приехали к двум часам ночи.
Позже свидетели на суде покажут, что штаб находился у Семигина в кабинете, а хозяин кабинета и его заместители «не были допущены в штаб, там находились сотрудники УБОП, которые руководили штабом, и сотрудники ФСБ». Количество прибывавших силовиков все росло. По оценке старшего дежурного, капитана Иосифа Смереки, их «было не меньше 150 человек». Все допускались в отделение только после предъявления удостоверения личности.
Показания
Пока начальство еще только прибывало, Пуманэ посулил задержавшим его оперативникам 30 тысяч долларов за то, чтобы его отпустили. Милиционеры только усмехнулись. Они положили на стол паспорт подводника, пенсионное удостоверение офицера запаса, три техпаспорта на различные автомашины.
Затем начальник уголовного розыска Михаил Камша узнал у задержанного примерные адреса, по которым на ночных улицах столицы стояли еще два автомобиля. Возможно, несущие смерть поутру от «неизвестного кавказца». Возможно, «кавказец» был из той группы боевиков-смертников, что взорвала самолеты 24 августа и вход на станцию метро «Рижская» 31-го. Это еще предстояло выяснить и доказать.
Следующим в окружении целой группы старших офицеров к Пуманэ пришел начальник отдела милиции Андрей Семигин. Он уточнял местоположение оставленных автомобилей. Задержанный повторил, что «у обменного пункта на Кутузовском проспекте у метро «Багратионовская» я познакомился с неизвестным, который предложил мне за 1000 долларов перегнать автомашины. Они находятся в центре Москвы в районе Триумфальной арки и у Бородинской панорамы. Одну машину необходимо поставить у Бородинской панорамы, «семерку» я должен перегнать в Богословский переулок, а «Волгу» – в район ВДНХ».
Пока искали автомобили и ждали их обследования саперами, Семигин приказал дознавателю Ивану Петрову проводить первый официальный допрос. А сам занялся обеспечением безопасности отдела во время проведения взрывотехнических работ у него под окнами.
Исчезновение
Когда Петров вошел в кабинет, где содержался Пуманэ, отставной подводник понурым сидел на стуле. Его руки в наручниках были соединены за спиной, следов побоев дознаватель не видел. Задержанного охраняли два «опера». Едва Петров приступил к допросу, как в кабинет вошли еще два оперативника и следователь из вышестоящего подразделения МВД. Параллельно с Петровым вопросы подводнику стали задавать сотрудники управления по борьбе с организованной преступностью.
Затем в кабинет зашел самый загадочный персонаж всей трагедии – майор милиции, начальник 11-го отдела Управления по борьбе с оргпреступностью ГУВД Москвы Вячеслав Душенко.
Он представился и сказал дознавателю, что «твои полномочия истекли, так как ты не являешься специалистом по борьбе с терроризмом. Я забираю задержанного для того, чтобы более грамотно отобрать объяснения».
Пуманэ вывели из кабинета, а дознаватель отправился в помещение «штаба» и доложил, что подозреваемого у него забрали. «Члены штаба были в курсе событий, – заявит позже Петров в суде. – Поскольку Пуманэ в объяснениях, которые я отобрал, не расписался, я попытался найти Пуманэ, чтобы он подписал объяснения, ходил по соседним кабинетам, по коридорам, но все было заперто».
Роковой час
Согласно видеозаписи, сделанной камерой наблюдения, дежурный отдела, капитан Иосиф Смерека, по данным суда, «отлучался с рабочего места с целью открыть сейф со спецсредствами (в 2 ч.11 мин.), в дальнейшем видно, что РП (резиновую палку – В.К.) вынесли сотрудники милиции, а через некоторое время неустановленный сотрудник появился в дежурной части с РП (в 3 часа 11 мин.)».
На следствии Смерека заявит: «По указанию Семигина и в его присутствии в 03 часа 18 минут я выдал специальное средство – резиновую палку РП-73 «для работы с задержанным» сотруднику ОБОП ГУВД, который заходил вместе с Душенко». На суде капитан поправится и скажет, что Семигин резиновую палку выдавать не приказывал.
29 марта 2006 года суд приговорит капитана Смерека к наказанию «в виде лишения свободы сроком на 2 (два) года с отбыванием наказания в колонии-поселении с лишением права занимать должности в органах внутренних дел сроком на 3 (три) года» за выдачу «спецсредства неустановленному сотруднику».
Андрей Семигин осужден на два года условно за то, что «не доглядел за подчиненными» и «самоустранился от руководства отделением» в то время как его рабочий кабинет был битком набит более старшими офицерами, принимавшими оперативные решения.
«Дело» в отношении исчезнувшего Душенко было выделено в отдельное производство.
«Глеб Жеглов и Володя Шарапов за столом просидели не зря»
В результате действий милиции той ночью на осенних улицах Москвы были разысканы злополучные авто. Смертники с той поры и до сего дня больше не оставили сиротами ни одного ребенка в столице, не заставили плакать ни одну мать.
Но Смерека отсидел свой срок, а Душенко до середины апреля 2007 года числился в бегах.
Сколько бы прожил Пуманэ, если бы со взрывчаткой его задержали не милиционеры, а матери Беслана и Москвы, потерявшие в результате терактов своих детей? Вопросы риторические, поскольку ответы, увы, очевидны…
Зато не очевидна роль Смереки, Семигина и Душенко во всей этой истории.
С адвокатом Смереки Валерием Глушенковым мы сидели в подвале того дома на Большом Каретном, в котором прятал в детстве «свой черный пистолет» Владимир Высоцкий. Здесь ныне расположен офис профсоюза милиционеров Москвы, предоставившего члену своей организации Смереке защитника.
Персонаж Высоцкого, начальник отдела по борьбе с бандитизмом Глеб Жеглов, тоже совершал неоднозначные поступки ради того, чтобы ликвидировать банду убийц. Но при этом любим в народе.
А вот реальному «Жеглову» – бывшему начальнику 11-го отдела Управления по борьбе с оргпреступностью ГУВД Москвы Вячеславу Душенко и капитану Иосифу Смереке не повезло с общественным мнением.
Адвокат Глушенков не возмущается отсутствием в жизни справедливости, а просто анализирует факты, которые могут изменить ситуацию:
«Согласно заключению судебно-медицинской экспертизы, Пуманэ поступил в НИИ имени Склифосовского «с многочисленными телесными повреждениями. Смерть наступила в 8 часов 30 минут вследствие травматического шока и внутренней кровопотери». Обратите внимание. Здесь написано, что «в крае раны выявлено повышенное содержание железа, что может быть связано с воздействием травмирующего предмета, имеющего в своем составе или на своей поверхности данный элемент».
А это значит, что выданной Смерекой дубинкой Пуманэ не били, поскольку в ней нет железа. Вывод комиссии экспертов о применении резиновой дубинки, оформленный для сведения суда, вообще дан в предположительной форме. Но согласно нормам уголовно-процессуального кодекса, обвинительный приговор не может быть основан на предположениях.
Так за что же сидел капитан Иосиф Смерека?
Хотелось бы добавить к этому вопросу и другие. Если судом выяснено, что резиновую дубинку Смерека выдал «сотруднику ОБОП ГУВД, который заходил вместе с Душенко», а травмировали киллера не резиновой дубинкой, то какие вообще претензии к майору УБОП были ранее у следователей?
Смогут ли теперь счастливые в своем неведении москвичи, чьи жизни были спасены милицией, адекватно оценить действия своих спасителей? Вспомнят ли они обстановку после взрывов в метро, в самолетах и в Беслане?
Покажет время.
В любом случае, осторожность с обвинением Душенко, которую в конце концов проявила прокуратура, шаг в правильном направлении. Эта мера позволит по-новому взглянуть и на степень вины Смереки, Семигина и других силовиков, оказавшихся в ночь на 18 сентября 2004 года в 83-ом отделе милиции
Семигин: два года условно
ФАКТ
Вячеслав Душенко родился в 1970 году. Участвовал в боевых действиях в Чечне, имеет ранение и контузию. В органы внутренних дел Душенко пришел в 1991 году, после прохождения службы в армии. Работал во 2-й оперативно-розыскной части МУРа. Имеет государственные и ведомственные награды. Считался «специалистом по этнической преступности». В 2004 году Душенко возглавил 11-ый отдел 5-й оперативно-розыскной части УБОП Москвы.
После смерти Пуманэ Душенко скрылся. Как заявлял майор в телефонных интервью журналистам, он не был виновен, но опасался, что его сделают «стрелочником». 15 февраля 2005 года Душенко был уволен из органов внутренних дел.
|
|
|
стр.20 |
// КАЗАНСКИЙ Валерий |
|
|
Взгляд из Америки: очаги терактов по-прежнему имеют северокавказскую прописку |
Атеисты и верующие – актуальное противостояние ХХI века |
Казахстан: войска стреляют в мирных людей |
Слушается дело об убийстве Свиридова |
Премия Леонида Вышеславского – А. Зараховичу и Г. Фальковичу. |
|