Сегодня: Воскресенье, 26 октября
Поставить закладку  |  Сделать стартовой
НАШЕ ВРЕМЯ - Новости, Технологии, Жизнь
НАШЕ ВРЕМЯ - номер в лицах:
Новости, Технологии, Жизнь Оглавление номера 220 от 31-31 октября
Редакция  |  Реклама  |  Архив  |  sitemap

ТЕМА НОМЕРА

НОВОСТИ-1

ТРЕНДЫ

ТАЙНЫ ИСТОРИИ

ЗДОРОВЬЕ НАЦИИ

БЕЗОПАСНОСТЬ

ЛИЧНЫЙ ОПЫТ

ОПАСНОСТИ

МОБИЛЬНАЯ СВЯЗЬ

ПУТЕШЕСТВИЯ

ДОМ И ДАЧА

УМНЫМ

ПОДРОБНОСТИ

ЧТО БЫЛО

ЧТО ЕСТЬ

АВТОЛЮБИТЕЛЬ

БИЗНЕС

ТЕХНО

ТехноМир

КАЧЕСТВО ЖИЗНИ

БУДЬ ЗДОРОВ

ПОДРОБНОСТИ

ЗА ЗДРАВИЕ

ТЕХНОЛОГИИ БИЗНЕСА

НЕЙРОННЫЕ СЕТИ

ИГРОТЕКА

МОДА

ОНЛАЙН ИГРЫ

КРИПТОВАЛЮТА: БИТКОИН И ДРУГИЕ

НАШЕ ВРЕМЯ по авторам:
поиск по сайту:


GAZETANV
Архив номеров:
№219 от 21 ноября
МИР ИНТЕРНЕТА: Виртуальные номера: что это и для чего они нужны

№218 от 28 августа
Пассивный Заработок: Плюсы и Минусы

  Весь архив
НАШЕ ВРЕМЯ в интернете:
RSS трансляции
http://www.gazetanv.ru/rss.xml

 

ГЛАВНАЯ АРХИВ НОМЕРОВ №39
Взлёт или падение
КАКИМ БУДЕТ ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКИЙ КУРС РОССИИ В БЛИЖАЙШУЮ ПЯТИЛЕТКУ



Большинство россиян мало волнует происходящее за рубежом. Они ничего не знают про США, ЕС или Иран – всё это слишком далеко и не особо интересно. Но постсоветское пространство – совсем другое дело. «Что там такое происходит в Киеве? Не знаете?», «Когда же Белоруссия объединится с Россией?», «Почему в Эстонии сносят памятник воину-освободителю?» – все эти вопросы слышны у нас повсюду.




Идея восстановления СССР снова становится популярной. Учитывая, что практически у каждого гражданина России есть родственники в ближнем зарубежье, желание жить с ними в едином государстве как никогда сильно.

Но власти продолжают привычную для себя политику вялотекущей деятельности. Началось это ещё с Бориса Ельцина, попытавшегося создать видимость восстановления Советского Союза за счёт объединения с Белоруссией. Но этот проект забуксовал очень быстро. Теперь Путин прилагает усилия к увеличению влияния Москвы на постсоветском пространстве. Но тоже не сказать, чтобы особо успешно.

Ближайшие пять лет станут переломными в этом вопросе – либо России удастся снова стать центром, вокруг которого объединится Кавказ, Средняя Азия и Восточная Европа, либо нам придётся распрощаться с имперскими амбициями. Как говорится, сейчас или никогда.



Диктатура трубопровода



Постсоветское пространство – это, прежде всего, общая история. Как бы ни пытались политики из бывших республик СССР забыть прошлое – оно всё ещё живёт в умах граждан. Но мнение народа в нынешних геополитических условиях – далеко не решающий фактор. Нефть и газ – вот что заставляет работать современные механизмы международных политических процессов.

Поэтому существующая ещё со времён СССР общая трубопроводная система до сих пор связывает единым кровотоком постсоветское пространство. Она же питает надежды его народов на воссоединение.

Российская внешняя политика напрямую связана с долей её влияния в сфере торговли энергоресурсами. Несомненно, торговля нефтью и газом – это самый стабильный и значительный доход страны, обеспечивающий экономику необходимыми средствами для реализации как внутренних, так и внешних проектов.

Мы уже неоднократно видели, что Россия научилась пользоваться нефтяным и газовым кранами в решении международных вопросов. Порой угрозы отключения поставок энергоресурсов являются решающими доводами в том или ином международном вопросе. И других пока у России нет.

Запад это прекрасно понимает и делает всё, чтобы лишить Москву её главного козыря. В этой связи в ближайшие несколько лет мы станет свидетелями пересмотра западной энергетической политики. Крупнейшие импортёры будут стараться диверсифицировать закупки углеводородов с тем, чтобы снизить зависимость от поставок из какой-либо одной страны. И, прежде всего, это будет касаться России.

Возьмем, к примеру, Европу.

Допустим, ведущим европейским государствам очень быстро удалось найти альтернативный России источник поставок. Нефть и газ могли прийти из Казахстана, Туркмении, Азербайджана или из того же самого Ирана – это не суть важно. Важно то, что в этом случае Брюссель смог бы значительно сократить долю российских энергоносителей в общем объёме поставок.

Это в большой степени ослабило бы влияние Москвы в Европе и во всём мире. Ведь один из главных её методов воздействия на международную политику – возможность в нужный момент перекрыть трубу – был бы фактически утрачен.

То, что такой грустный для нас вариант вполне реален, подтверждается многочисленными фактами: Запад увеличил свою активность в Центральной Азии, став влиятельной силой в Астане и Ашхабаде, проникает в Азербайджан. Надвигающаяся война в Иране также свидетельствует в пользу данной версии.



Прости и прощай!



Указанные процессы значительно изменят и стоимость энергоносителей. Аналитики прогнозируют падение цен на углеводороды в ближайшие пять лет как минимум в полтора раза. Что, в первую очередь, отразится на бюджете страны. Проект восстановления СССР может оказаться неподъёмной ношей для российской экономики.

Сейчас именно за счёт нефтедолларов Москва имеет возможность спонсировать Белоруссию. Что бы ни говорили о независимости Минска – режим Лукашенко в той или иной мере существует на средства Кремля. Не всё так просто и с Украиной. Попавший под влияние Запада Киев удаётся удерживать в сфере влияния России только за счёт серьёзной финансовой поддержки антиоранжевых сил.

Представим на один момент, что спонсирование пророссийских политических сил в славянских республиках на какой-то момент прекратилось. Это бы означало не только потерю Украины, которую Вашингтон элементарно бы перекупил, но и постепенное движение Минска в сторону ЕС.

Если сейчас наши соседи ещё и имеют большую зависимость от поставок нефти и газа из Москвы по определённым, достаточно низким, ценам, то с началом общей тенденции падения стоимости ресурсов надобность в дружественном тоне в разговоре с Кремлём у них может просто отпасть. Зачем, спрашивается, Минску и Киеву нужна будет Москва? Не проще ли отказаться от России, вступив в другой союз, но уже с приставкой «евро».

Точно так же перестанут нуждаться в России страны Прибалтики, Польша и Чехия. Лидеры этих государств и сейчас не сдержаны в высказываниях по отношению к России, а их действия давно уже вызывают тревогу. И кризис в нефтегазовом секторе, ослабляющий позиции Москвы, только усугубит ситуацию. Есть опасения, что в этом случае через каких-нибудь пять лет по всей восточной Европе будут снесены все советские памятники, а учебники истории будут переписаны. В том, что в них Россия предстанет оккупантом и агрессором, не стоит сомневаться.

Поиски альтернативных источников поставки углеводородов Европа уже начала. Свой взор она направляет в Центральную Азию. И если раньше Казахстан и Туркмения были заинтересованы в сотрудничестве с Россией, выступающей своего рода посредником между ними и Брюсселем, то с приходом европейских компаний в регион такая необходимость отпадёт сама собой.

Кроме того, плачевная участь ожидает и созданные в последние несколько лет среднеазиатские союзы и международные организации, поскольку их цементировала в основном нефтегазовая мощь России.

Другим стратегическим направлением в поисках энергоносителей останется Ближний Восток. Во многом это определит начало новой войны в этом регионе, которая не закончится, скорее всего, и через пять лет.

Уже неоднократно говорилось, что военный конфликт в Иране нанесёт серьёзный ущерб России. В частности – Москве придётся расстаться со своими притязаниями на Кавказе. Туго переплетенный узел взаимных претензий, помноженный на войну в Иране, способен вызвать новые витки вооруженных конфликтов. Активизация международного чёрного рынка оружия фактически даст возможность конфликтующим сторонам поставить под ружьё всё своё население. А это уже гарантия новой затяжной войны.

Кроме того, Кремль может столкнуться и с ворохом внутренних проблем – пламя иранской войны может переметнуться на только что успокоившуюся Чечню, Дагестан и Северную Осетию. Просто-напросто не до Кавказа нам будет. Чем и воспользуется Запад, увеличив своё влияние в регионе.



Взлёт или падение?



Как мы видим, даже незначительные трансформации в сфере торговли энергоресурсами способны изменить всю международную ситуацию. Сейчас Россия выходит на пик своего могущества – былые враги становятся союзниками, те же, кто всё ещё сохраняет свой негатив по отношению к Москве, уже не осмеливаются ей открыто противостоять.

Но не последует ли за этим взлётом резкое падение? Не станет ли будущая внешнеполитическая пятилетка началом краха всех надежд на лидерство?

Проведённый нами анализ показывает, что всё, и даже самое страшное, возможно. Россия, зависящая от нефтегазового экспорта, подобна сейчас колоссу на глиняных ногах – любая мало-мальски сильная буря способна его снести. Здесь возникает опасность потери не только всего постсоветского пространства, но и вообще каких-либо значимых позиций на международной арене.

Если Россия имеет амбиции великой державы, способной снова стать евроазиатским центром, каким был СССР, то она должна строить внешнюю политику без учёта своих энергетических возможностей. Только став по-настоящему сильным экономическим субъектом, делающим ставку на развитие высокотехнологичных сфер производства, можно рассчитывать на любовь прежних друзей по Советскому союзу.

В противном случае через пять лет с надеждами на восстановление СССР придётся расстаться. Восточную Европу, Центральную Азию и Кавказ по кусочкам растащат Брюссель и Вашингтон. А там и до развала России недалеко.

Все-таки дружба, основанная на энергетической зависимости, не может быть долговечной.

   
стр.4 // КОРЖ Виталий
 
ЕЩЕ СТАТЬИ РАЗДЕЛА:
И придёт Гитлер
Включаем телевизор, радио. Открываем газету. Отовсюду потоком льётся восхваление проведённых в России реформ и оптимизм по поводу будущего страны. «Реализован очередной социальный проект, решена важнейшая проблема, уволен чиновник-взяточник. В общем – жить стало лучше, жить стало веселей» – вот о чём сейчас трубят российские СМИ...


Полное оглавление номера