|
ГЛАВНАЯ АРХИВ НОМЕРОВ №211 ТЕМА НОМЕРА |
JetЛАГ – музыкальный коктейль высшей пробы |
В седьмой раз в США (штат Нью-Джерси), в районе "Хребтов и долин" Аппалачей прошел музыкальный фестиваль JetЛАГ, устраиваемый силами людей, одержимых идеей организации русскоязычного фестиваля в типично американском стиле. По мнению тех, кто его придумал, важным является то, что все происходит под открытым небом, составляет коктейль традиционных и современных направлений в музыке, поэзии и искусстве перформанса. И нужно признать – вкусный получается напиток! Даже ливень, обильно поливший толпу зрителей у главной сцены под финал действа, не разбавил густоты впечатлений и не повлиял ни на настроение зрителей, ни тем более артистов. Кто знает, может причиной тому является задача JetЛАГа объединять «в одном пространстве и времени разные культуры, поколения и музыкальные пристрастия». Сюда приглашаются носители жанров, стилей и проектов, которые располагают к «взаимовлиянию, взаимодействию и взаимоприязни». С первого шага, когда JetЛАГ заявил о себе на весь мир, это была – русская поэзия под гитару и фольклор, рок и клезмер, цыгане и транс, рэп и свободная поэзия. И он себе не изменяет.
Любопытно еще, что придумавшие JetЛАГ, называют его «фестивалем Химии и Жизни», с любовью вспоминая одноименный журнал, который тешил просвещенные умы еще в пору советского режима. Это к слову – о возрастном ряде причастных к действу. Здесь дети уживаются с родителями и в то же время существуют независимо друг от друга; происходят неформальные встречи и диалоги. Здесь соавторами становятся «с колес». Подтверждением тому – проведение многочисленных «джемов, невозможных и взрывоопасных соединений, диффузий, реакций, от которых на свет рождаются новые репертуары, форматы, проекты, команды».
Говорят, что JetЛАГ всегда был таким. Однако на этот раз совместные и соавторские работы, нестандартные эксперименты, альянсы, ансамбли от Леонида Федорова с Крузенштерном и Вани Жука с Герой Моралесом, до Псоя Короленко с Игорем Крутоголовым и Интерзоны с Михаилом Борзыкиным – превалировали особенно. Возможно, в этом направлении фестиваль будет развиваться дальше, все ярче проявляя свою индивидуальность и неповторимость.
При том все выглядело очень профессионально и зажигательно. Если конкретнее – тяжелая артиллерия «выстрелила» спичем Igor Krutogolov & Psoy Korolenko. Они завели публику в лучших традициях. Общее веселье поддержал Герберт Моралес целой гаммой чувств. Он лукавил: «настоящее искусство должно быть печальным». Но в эдаком декадансе «спокойном, как гладь моря после грозы, но в тоже время неистовом, как горный водопад», перед зрителем как бы обнажалась «лаборатория души Герберта Моралеса».
Надеюсь, вы вошли во вкус некой игры артистов и зрителей? Кто-то лукавил, кто-то был отвязным… Иначе не проконает! Ведь когда тот же Гера выходил на сцену, звучали хиты джа дивижн, музыка в стиле регги, романсы на стихи Бродского, Хармса, Тарковского, Введенского и других великих поэтов, песни Галича и Вертинского! Да мозгами двинуться!
Далее не без успеха публику завели Дэниел Кан и Майкл Альперт. Дениэл – американско-берлинский поэт, исполнитель песен, переводчик, режиссёр, драматург, актер, лидер группы The Painted Bird – талантливо соединяет идишский традиционный материал с немецким левым кабаре, американским фолком, русской бардовской песней. В современных актуальных контекстах применяет элементы панка, фолка, клезмера и джаза. Во как!
В его активе - работа в совместных международных проектах «Унтернационал» (кстати, частично показанном на JetЛАГЕ в 2012 г. совместно с уже названным Псоем при участии Майкла Альперта и Вани Жука, о которых пойдет речь ниже) или "Братья Назаровы" (с тем же Псоем, а также Джейком Шульманом-Ментом, Майклом Альпертом, Бобом Коэном и другими). Именно его продемонстрировали во всей красе на JetЛАГе в этом году.
Несколько слов о партнере Дэниела – Майкле Альперте. Зрители отдали ему должное как автору и исполнителю песен на идише, скрипачу и мультиинструменталисту. К стати, он является преподавателем и учёным, олицетворяя современный идишский ренессанс. Владея множеством языков и стилей пения, от русского до мексиканского, Майкл успел побывать в обеих Америках, Европе, России, Израиле. И наконец – на JetЛАГе!
Поехали дальше! На JetЛАГе-2015 выступил Византийский Арт Панк Ансамбль (VAPA). VAPA – это международный совместный проект экспериментальной музыки, включавший в разные годы участников Кино, Странных Игр, Psychic TV, певицу Shelley Hirsh и др.
В прошлом году они пели с легендарным английским вокалистом Артуром Брауном и записали с ним два альбома. VAPA на JetЛАГе были представлены в лице Алексея Плюснина (препарированная стальная гитара) и Дока Грегори (терменвокс, генератор). Алексей - музыкант, промоутер, продюсер, преподаватель, лидер творческого объединения АПозиция. Его считают ветераном русского рок-инди движения, одним из основателей SKIF, Горбушки, Пушкинской-10 и других знаковых проектов. Док Грегори - композитор, аудио-видео-художник, участник арт-группы Amoeba Technology (NY), терменвоксист легендарной Psychic TV, выступавший также с Silence Corporation, Trance Pop Loops, The Ransom Corps. Такой вот послужной список! А че?
Следующая звезда фестиваля – Михаил Борзыкин – лидер и фронтмен «Телевизора», культовой группы эпохи Перестройки. Его называют «буквально первым советским рок-музыкантом, публично исполнившим «незалитованные» песни, философским и политическим рок-лириком традиции Джона Леннона, представителем легендарного Ленинградского рок-клуба, прошедшим влияние нью-вейва, синтипопа и постпанка. Не удивительно, что на JetЛАГе он исполнил проверенные временем хиты "Телевизора" и другие вещи, аккомпанируя себе на клавишном инструменте.
Русский рок продолжал править бал в лице Вани Жука и Гарика Багдагюляна. Чародеи блюза, гараж-рока, фанка, панка, 24-hours non-stop фестивальных джемов, разнообразных фишек и импровизаций. В их активе – выступления с замечательными командами – от Kimbata до Jah Division, от Наеховичей до Пакавы Ить и Станции Мир. Они играли с небезызвестными Вофкой Кожекиным и Кеном Хенсли на прошлогоднем JetЛАГе. И во всей красе проявили себя на нынешней сцене.
Впервые на JetЛАГе и вообще в Америке засветился совместный проект «Федоров и Крузенштерн» Леонида Федорова совместно с упоминавшимся уже композитором, бас-гитаристом и мульти-инструменталистом, крутым импровизатором Игорем Крутоголовым. Их поддерживали Дмитрий Озерский – клавишник и поэт, автор текстов многих песен из фёдоровского репертуара; а также музыканты израильской авант-рок группы "Крузенштерн и Пароход" - Руслана Гросс (кларнет) и Гай Шехтер (ударные). На этом JetЛАГе, к удовольствию слушателей, прозвучали песни из новых альбомов «Быть везде» и «Взрыв цветов».
***
Кроме «громкой» сцены, JetЛАГ традиционно насытил программу яркими представителями жанра бардовской песни. Многим из них также комфортно работать на стыке жанров, что в немалой степени влияет на приглашения. Их выступлениям не чужд был налет всевозможных джемов, фьюженов и миксов, в подтверждение политики организаторов фестиваля, проповедующих полифонию жанров, языков, стилей.
Не зря выступившая на JetЛАГе-2015Алина Симонова называет свой стиль «МиксАрт». Надеялась ли она, летя на фестиваль из Москвы, что ее «МиксАрт» придется по душе многим музыкантам из перечисленных выше рокеров. Они взяли и сотворили на глазах у зрителей настоящий сейшн, где присутствовал синтез джаза, босса-новы, свинга, блюза, фолка, фанка и авторской песни. Это помогло исполнительнице воплотить проповедуемый ею синкретизм поэзии, музыки, кино и театра. Кстати, чтобы не быть голословными, именно Алина создала вместе с небезызвестным Георгием Васильевым («Иваси») знаменитых мультяшных Фиксиков и сочинила для них песенки. В ее обойме – многочисленные песни для театра МГУ. А «особой фишкой» исполнительской, так сказать, является виртуозная голосовая имитация духовых инструментов. Алина продемонстрировала ее на фестивале в программе «Ей нужен космос», стиль которой определяет как smooth rock: «если рок в принципе может быть smooth», – уточнила она.
Неподражаемой была любимица JetЛАГа Оля Чикина из Рязани, во время выступления которой вокруг сцены царил всеобщий подъем, все танцевали, подпевали и были счастливы. А уж при поддержке музыкантов, отрепетировавших ее программу накануне, «один из самых неожиданных и вместе с тем уже самых значимых голосов в современной русской песенной поэзии» прозвучал еще более пронзительно. Это об Ольге пишут: «энергии травестийности и юродства, заставляющие вспомнить Риту Павоне, Молли Пикон или Эдит Пиаф, в сочетании с мощной поэзией и очень сильным мессаджем, это только часть картины, которую не просто описать». Душа многих русских фестивалей, преподаватель мастер-классов, замечательный художник и иллюстратор – и это все о ней.
Говоря о женщинах jetлага, выступавших на бардовской сцене, необходимо также отметить алису апрелеву, которую berklee internet radio network назвало «русской сиреной». Зрителям она посвятила созданный самолично уникальный авторский вокально-инструментальный перформанс «с гипнотизирующим пением, чем-то похожим на ближневосточный мелос, и сюрреалистическими струнными композициями». Критики жанра отмечают, что все это дает особое измерение лирике алисы, продолжающей философскую, символистическую линию в русской песенной (да и не только русской, и не только песенной) поэзии. На фесте можно было убедиться в этом воочию.
Колоритен и разнообразен также был мужской состав бардовской сцены. При этом отметим их музыкальный профессионализм.
Виталий (Вит) Гуткин, приехавший из Иерусалима, проявил себя на фестивальной сцене как самобытный автор, композитор, гитарист и аранжировщик в одном лице. В прошлом – активный участник московского КСП, сотрудничавший с Ильёй Тимаковым и Сергеем Шмульяном, Светланой и Александром Менделевыми, представил программу в своём «именном» стиле BOSSA Vita, на основе босса-новы и русской мелодики, на русском и португальском языках.
Уникальный композитор Владимир Семенов, пишущий на стихи классиков русской поэзии Давида Самойлова, Юрия Левитанского, многих современных поэтов подтвердил неписанную истину – талантливая мелодия, исполненная на кураже, способная завораживать и рождать ассоциации у зрителя – ни в какой дополнительной музыкальной поддержке не нуждается. Его шестиструнный минимализм – сложнейший стиль, который органично вплелся в пеструю канву фестиваля.
Придал всеобщего колорита песенному марафону и петербургский поэт-бард Александр Тимофеев, поющий под собственный аккомпанемент на баяне. Его выступление лишний раз доказало – «любви все возрасты покорны». Ведь этот писатель и художник является ленинградцем-блокадником. Человек, за плечами которого арктическое училище, работа аэрологом, гравёром на Охтинском химкомбинате, наконец – Академия художеств СССР и членство в Союзе художников России, по праву стал открытием фестиваля.
Перед ливнем, который дал ,увы, финальный аккорд фестиваля и несколько смазал намечавшуюся ночную фиесту, успел выступить уральский самородок Николай Якимов – профессиональный музыкант и театральный композитор, написавший музыку к спектаклям «Фауст», «Дон Жуан», «Золушка», «Аленький Цветочек» и др. Из сотен прекрасных песен на стихи Цветаевой, Гумилева, Мандельштама, Бродского, Окуджавы, Левитанского и других поэтов он исполнил незначительную часть. Но и этого хватило, чтобы услышать в нем человека-оркестра, владеющего шестиструнной гитарой, бас-гитарой, баяном, аккордеоном, клавишными, блок-флейтой... Один из основателей творческого союза "АЗиЯ" (Е.Фролова, Т.Алешина, А.Деревягин, Н.Якимов), Николай успел поработать музыкальным руководителем питерского театра "Интерстудио", в международных проектах Вячеслава Полунина, принять участие в организации уникального фестиваля "Второй Канал, a.k.a. Бенефис/Бенефест") и других фестивалей, сотрудничает с БДТ. Мастер джемов, импровизаций, бард-перформансов – словом находка для JetЛАГа.
…Этот фестивальный обзор не ставил своей целью рассказать обо всех его участниках. А также обо всем, что происходило на сценах и вокруг них – многочисленных немузыкальных проектах, в частности, кино-, альтернативных лагерях и многом-многом другом. Отметим лишь – фестиваль последнее время проходит на огромной поляне бывшего аэродрома. Возможно, парящие в воздухе флюиды и обеспечивают ему прекрасный полет фантазии, творчества, приток интересных людей и всеобщую любовь к искусству и творчеству друг друга. Любовь человека к человеку, что сегодня – на вес золота.
Сеня Володин
21.07.2015
|
|
|
стр.1 |
// ВС |
|
|
Взгляд из Америки: очаги терактов по-прежнему имеют северокавказскую прописку |
Атеисты и верующие – актуальное противостояние ХХI века |
Казахстан: войска стреляют в мирных людей |
Слушается дело об убийстве Свиридова |
Премия Леонида Вышеславского – А. Зараховичу и Г. Фальковичу. |
|