В МУТНОМ ОМУТЕ, ИЛИ ЧТО МЫ ПЬЕМ?
Знакомый биолог рассказывал, что плотва, выловленная в районе Воскресенска, подвержена невообразимым генетическим изменениям. У рыбы глаза вылезают из орбит, а затем вообще вываливаются. Она так и плавает – безглазая. А еще он заверял, что рыба эта – съедобная. Может быть и так. Только вот отведав ее, человек получил бы столько же токсичных веществ, сколько за 150 лет употребления воды из чистого источника.
Весна – самое тяжелое время для Мосводоканала. Через очистительные сооружения проходит такой объем воды, а вместе с ней и мусора, какой в другие периоды представился бы Ноевым потопом. Московские очистительные службы, по их собственному заверению, справляются. Но где тот смельчак, который без оглядки на здоровье станет пить неочищенную воду из-под крана на московской кухне?
Доверяй, но проверяй
Московская мэрия и Министерство природных ресурсов РФ регулярно заводят разговор о проблеме питьевой воды. Из года в год Росприроднадзор проводит комплексные обследования московских водоемов. И честно присуждает Москве-реке ниже впадения Пехорки титул очень грязного водоема шестого класса качества с индексом загрязненности вод (ИЗВ) от 6,0 до 10,0 (говоря понятным языком – грязнее только в канализации). Правда, чуть дальше от Москвы, в устье Коломны, вода уже гораздо чище – пятый класс качества с ИЗВ от 4,1 до 5,9. Там-то рыб-мутантов как раз и ловят. Рустэм Хамитов, глава Росводресурсов жалуется, что «процветает бизнес, связанный с химическим загрязнением наших городов. Похоже, что настало время разобраться с ситуацией».
Правительство Москвы, опираясь на советский опыт, предложило несколько проектов по очистке водоемов. Согласно одному из них, для очистки Москвы-реки от токсичного ила, в котором вся-то дрянь и скапливается, предполагают резко увеличить объемы сбросов воды через московский гидроузел. В результате уровень воды в Москве-реке существенно возрастет, увеличится скорость течения, и все токсичные отложения будут вымыты из русла реки и береговой линии. Такая чистка призвана заменить естественное вымывание дна реки, которое происходит в период весеннего половодья. До середины 1990-х годов подобные чистки происходили регулярно. Росприроднадзор совместно с Росводресурсами уверены, что вот оно – средство спасения чистоты водоема.
Найти виновных
Но никакими чистками не обойти другую неизбежную проблему – износ оборудования и старение основных фондов водного хозяйства. Говорящий пример – канал имени Москвы, соединяющий реку Москву с Волгой, который был открыт в 1937 году. В составе канала более 240 различных гидротехнических сооружений. Конечно, многие постройки составляют гордость советской технической мысли и архитектуры. Но к настоящему времени они настолько сильно обветшали, что на их реконструкцию, по последним оценкам, потребуется 1,5-3 миллиарда рублей. Рустэм Хамитов отмечал, что «если за 2006 год на водную отрасль было выделено 12 миллиардов рублей, то в 2010 году эту цифру планируется дотянуть до 20 миллиардов».
Но речь идет о деньгах, направленных на финансирование всех водоемов страны. А московский регион – другое дело. Здесь не по дням, а по часам увеличивается численность населения и бурно развивается промышленность. Даже обилие возобновляемых природных водных запасов не поможет: загрязняют их с такой скоростью, с какой никакие искусственные чистки тягаться не способны.
Но Росприроднадзором уже определены предполагаемые виновники загрязнения – очистительные сооружения и канализации коттеджных застроек и поселков Московской области. Свою долю в порчу московской воды вносят и некоторые производства по берегам водоемов, руководство которых, ради прибыли, не следит должным образом за экологической безопасностью производств.
В Тверской области Росприроднадзор уже добился сноса 120 строений, загрязняющих Волгу. Причем, снос предполагается проводить за счет самих же домовладельцев. Но при всем этом, борцам за экологию надо учитывать, что чистота водного хозяйства Московского региона зависит далеко не только от новой коттеджной застройки, но и от исторических поселков окружающих Москву.
Хоть представители Мосводоканала и утверждают, что в столице можно пить воду из-под крана без дополнительной очистки, но не многие захотят отведать водицы, даже пропустив её через домашние фильтры
|
Пить поданоИзвестно, что основные источники водоснабжения города – это Волжский и Москворецкий. К сожалению, экологически благоприятными эти источники не назвать. Ведь водосборная территория обоих рек расположена на антропогенном ландшафте и активно используется человеком. А это значит, что многочисленные городские поселения и сельскохозяйственные предприятия наполняют водоемы отходами. По данным Росприроднадзора количество стоков, сбрасываемых в источники питьевого водоснабжения Москвы с водоохранных территорий, возросло за последние годы на 20 – 25%.
Потом, в реку Москву, общая протяженность которой 502 км, впадает множество притоков, в том числе бактериально загрязненных. И никакие водохранилища, в которых вода отстаивается, не способны очистить воду в полной мере. Во многом это связано с тем, что река Москва – не только источник водоснабжения, но еще и транспортная магистраль протяженностью в 210 км. Аварии танкеров и грузовых судов – заметная причина загрязнения воды.
Немалый урон наносят и сточные воды курсирующих судов. Стоки из камбузов, душей, прачечных, выбросы машинных отделений с высоким содержанием нефтепродуктов – всё это плавает в воде. С одной стороны, объём стоков сравнительно невелик. Но в последние годы водоёмы приняли многие тысячи единиц маломерного флота: катера и лодки, в свою очередь, подкинули работы экологам.
В последние десятилетия особо загрязнять водоемы стали пластмассовые изделия – бутылки, пластмассовые сети – да и вообще любые куски пластика. Эти материалы легче воды, а поэтому долго плавают на поверхности, создавая неповторимый облик речного побережья. И добавляя проблем, как судоходству, так и очистительным сооружениям.
Однако ситуация не является совсем уж бедственной. Системы очистки Мосводоканала в отличие от многих других по стране вполне современны. Общепринято, что московская водопроводная вода соответствует нормам качества. Основная проблема — содержание загрязняющих веществ и примесей.
Для очистки воды применяется сернокислый алюминий, который является достаточно эффективным для этой цели средством. Для обеззараживания воды – хлорка – её очистители не жалеют. Но метод этот основан на старых технологиях, которые приводят к накоплению в воде хлора, опасного для человека.
Хоть представители Мосводоканала и утверждают, что в столице можно пить воду из-под крана без дополнительной очистки, но не многие захотят отведать водицы, даже пропустив её через домашние фильтры. Понятно, что вода в процессе транспортировки по старым трубам вторично загрязняется. А некоторые растворенные соединения простыми методами не отфильтровать.
Лишь употребление бутилированной воды избавит от опасности глотнуть лишнего марганца, фтора или стабильного стронция, столь обильно присутствующих в том растворе для проявки фотопленки, что зовется водой Москвы-реки.
КСТАТИСложности с очисткой питьевой воды есть не только в России. В США и Канаде много проблем накопилось в связи с загрязнением Великих озёр. По заключению Национального исследовательского совета США и Королевского общества Канады, они аккумулируют в себе огромное количество токсичных химикатов. Из десяти рыб выловленных в штате Мичиган и проверенных в лаборатории, девять оказались заражёнными токсичными веществами до такой степени, что не годились в пищу. Очистка этих обширных площадей в технологическом плане оказалась делом очень трудным.
В марте 1995 года в Калифорнийском заливе были обнаружены трупы 324 дельфинов и 8 китов. По мнению специалистов, одна из главных причин трагедии – загрязнённость воды отходами нефтехимии и другими токсичными веществами, сбрасываемыми промышленностью США и Мексики. В городах близ береговой линии в морской воде нередко обнаруживается патогенная микрофлора. Поля загрязнения формируются в прибрежных водах крупных промышленных центров и устьев рек, а также в районах интенсивного судоходства и нефтедобычи.