В ЮСУПОВСКИХ БОЛОТАХ ПОТОПЛЕН САМЫЙ КРУПНЫЙ КЛАД В ИСТОРИИ РОССИИ
Болота те, в которых во времена Сусанина сгинули поляки, и по сей день затягивают в свою пасть всяких облеченных властью личностей. Например, при Советах там заблудился и утонул первый секретарь Сусанинского райкома партии, а года четыре назад губернатор Костромской области Виталий Шершунов решил обозреть родной город с воздушного шара. Сильным порывом ветра губернатора унесло в сторону тех самых болот, едва-едва воздухоплавателя посадили.
Самарский историк Михаил Дроздов, однако, уверил, что исходил Юсуповское болото вдоль и поперек. Его версия событий произошедших между селами Домнино, Деревенька и Юсупово в марте 1613 года требовала проверки «на местности». Теперь историк абсолютно убежден, что болота имеют огромную культурную и археологическую ценность. Вот что он рассказал корреспонденту «Нашего Времени»:
- В результате разброда, творившегося тогда, в Смутное время на Руси, остро встал вопрос о дефиците царской власти, и Собор в феврале 1613 года избрал начальником России шестнадцатилетнего Михаила Федоровича, основателя династии Романовых. Поляков, между прочим, изгнали из Москвы за три месяца до этого, в октябре. Однако польский королевич Владислав, шведский принц Карл-Филипп и другие монархи еще продолжали претендовать на российский престол. Михаил вместе с матерью скрывался в Костроме, в Ипатьевском монастыре. Раньше официально предполагалось, и эта версия отражена в знаменитой опере «Жизнь за царя», что отряд польских кавалеристов в конце марта отправился в Кострому с целью найти Михаила либо в монастыре, либо в родовом имении Домнино, и убить. Чисто политическая, так сказать, акция. Ничего личного.
Разночтения
Увы, в польских архивах нет упоминаний о походе какого-либо регулярного воинского соединения под Кострому. Поэтому наши крупнейшие историки - Костомаров и Соловьев, вполне обосновано сомневались в существовании спецотряда головорезов со спецзаданием. По их мнению, Сусанина замучили вовсе не поляки и не литовцы, а казаки или вообще свои русские разбойники, банды которых тогда гуляли по всей Руси.
На самом же деле изгнанные из Москвы «интервенты» небольшими отрядами рассеялись по стране. Летописи того времени отмечают: «Сами видите, что они ныне над нами чинят: всегда в очах наших всем нам смерть показуют, и надругаются, и насилуют нас, и дома наши у нас отнимают, яко волцы, зубами своими скрежегчут, и грозят нам, и претят смертию». Польские шляхтичи причинили Костромскому и Ярославскому краям громадный урон. Были сожжены и разграблены многие города. Причем, слияние польской армии с местным «криминалитетом» было максимально велико. Большинство отрядов нельзя назвать армией – это были крупные шайки, состоящие из польских солдат, укшуйников, казаков и уголовного сброда. Одна из таких банд накануне разграбила Кострому. С обозом нагруженным золотой и серебряной утварью, деньгами, окладами икон, банда двинулась в сторону Домнино – царского имения. Там было чем еще поживиться.
Дальше, по словам Дроздова, в источниках начинаются разночтения. Одни утверждают, что юный царь Михаил Романов, находился в марте 1613-го в хорошо укрепленном Ипатьевском монастыре, и ему реально ничего не угрожало. По другим, он отдыхал на природе, в Домнино. Тогда жизнь царя действительно находилась в опасности, хотя это и не являлось «политзаказом».
И вот польско-бандитский отряд подходит к селу Деревенька, где жил Сусанин. Там, кстати, на месте его дома построена теперь часовня. Сам Иван Сусанин, вопреки распространенному мнению, был не простым крестьянином, а старостой. Статус его соответствовал нынешнему председателю сельсовета. И еще нельзя верить картинкам на палехских шкатулках: там бородатый Сусанин изображен как глубокий старик, а герой-староста был довольно молод, ему в тот момент было около сорока лет от роду. Так что делает Сусанин? Он тайно посылает зятя Богдана Собинина в Домнино, предупредить царскую семью о надвигающейся грозе. Берет деньги за услуги проводника и ведет шайку вдоль реки Корбы.
Реконструкция
- Я был в тех местах не раз, – уточнил историк. - Там огромный былинный камень с благодарственной надписью проводнику-герою стоит на краю обрыва, с которого открывается потрясающий вид на то самое Юсуповское болото. Весь судьбоносный маршрут как на ладони.
Дело было, как считает Михаил, так: отряд, ведомый Сусаниным, долго шел вдоль берега Корбы. Обоз сильно растянулся. Когда же свернули в Юсуповскую трясину, лошади и сани стали проваливаться в ледяную жижу и тонуть. Отставшие возницы пытались объезжать скрытые под снегом коварные «окна» трясины, но тонули, или теряли груз. Впрочем, пеший авангард бандитов, следующий за проводником, возможно, до последнего не осознавал, что все они в одночасье вновь стали нищими. Сусанин же рассчитывал, что ему удастся бежать, но не мог выбрать момент. Так они прошли через все болото, и вышли к Юсупово, где раскрылся двойной обман старосты. Увел от царского имения – раз, утопил обоз с сокровищами целого города – два! Смутное народное предание рассказывает, что Сусанин предпринял-таки попытку побега, почти удачную: ударом посоха сбил с ног шляхтича и прыгнул в кусты. На Сусанина набросились собаки, за ними подоспели несколько солдат. Первых двух врагов мужик повалил дубинкой, но остальные скрутили его, а потом изрубили саблями.
Из 60-70 разбойников, вышедших из болота к деревне, то есть – к теплу, жилью, вопреки здравому смыслу в живых остались лишь несколько человек. Естественная реакция одураченных воров: вернуть хотя бы часть награбленного. Отряд пошел обратно в болото выручать обоз, да почти все там и сгинули ночью в метель.
В октябре 1619 года царь Михаил Федорович в сопровождении матери инокини Марфы предпринял поездку на богомолье. Во время путешествия семья побывала и в своем родовом имении Домнино. Возможно, именно тогда, воспользовавшись случаем, Богдан Сабинин поведал Марфе о судьбе своего тестя Ивана Сусанина. По ее ходатайству государь даровал потомкам самоотверженного старосты деревеньку Коробово и освобождение от налогов на веки вечные, ибо Сусанин «ведая про нас, терпел невыносимые пытки, про нас не сказал, и за то польскими и литовскими людьми был замучен до смерти».
- Но вернемся к обозу, – заметил Дроздов. – Вот о нем в хрониках сведения как раз сохранились. Есть воспоминания некоего польского офицера Маскевича о том, что в марте 1613 года польский обоз заблудился в районе нынешнего Волоколамска. Нанятый в качестве проводника русский крестьянин повел поляков в прямо противоположную сторону. Потом обман раскрылся и герой (в польской версии – злодей) был убит. Видимо, это и есть отражение нашей истории, только «приписанное» к Волоколамску. У поляков всегда было туго с российской географией. Хотя, не исключено, если Маскевич - один из немногих выживших «сусанинцев», он намеренно дезориентировал свое правительство. Вероятно, лелеял надежду самостоятельно вернуться за потерянными сокровищами Костромы.
«За тех, кто в болоте!»
За века от брошенных поляками саней и сундуков не осталось, разумеется, и пыли. Награбленные ценности частью погрузились в топь, частью погребены в буреломах и покрыты дерном. Бесцельные, наугад, поиски в Юсуповском болоте и по сей день чрезвычайно опасны. Каждый год там погибают охотники, грибники и сборщики клюквы. Если человека застала в болоте ночь, лучше остановиться и до утра шагу лишнего не делать. Только так можно остаться в живых. Это строгое здешнее правило.
А вот потомки героя, получившие освобождение от налогов и права «экстерриториальности» от местных властей (губернатор, чтобы наведаться в Коробово, должен был испросить разрешение царя!), вовсе не отдались ремеслам и работе, чтобы зарабатывать больше, чем соседи. Наоборот, чувствуя послабление, они стали гулять и злоупотреблять. В царское время в Коробово укрывались и процветали сектанты, которые пользовались тем, что власти боятся сюда сунуться. Мужичков-потомков лишь слегка приструнила советская власть и колхоз. Но и сейчас их самый популярный тост: «За тех, кто в болоте!» Причем, по наблюдению костромского историка Николая Зонтикова, долгое время прожившего среди потомков Сусанина, в деревне Коробово потребляется рекордное для России количество алкоголя на душу населения - около 200 литров в год.
|