В ДЕРЕВНЯХ ЕЩЁ СОХРАНИЛИСЬ ЛЕЧЕБНЫЕ БАНИ «ПО-ЧЁРНОМУ»
Сказал бы кто заранее корреспонденту «НВ», что его бедные косточки будут жариться в русской печи, точь-в-точь как рагу из «добрых молодцев» на ужин Бабе-Яге – не поверил бы. А если бы поверил, то никогда не рискнул бы ехать в тверскую деревню к родственникам, с визитом. Впрочем, поначалу ничто не предвещало столь трагического развития событий: обычное деревенское застолье с тостами «за приезд» и «со свиданьицем», под рубленую капусту. И лишь под вечер хозяин дома обратился ко мне с просьбой: «Слышь, хлопчики наши развеселились, еще на День России спустили с горы тракторное колесо. Оно, махина чертова, вихрем разогналось, да и пробило мне забор у сарая. Собаку едва инфаркт не хватил. А колесо так и лежит посреди огорода. Надо бы оттащить».
Как не помочь? Стали приподнимать колесо, и тут в пояснице у меня что-то щелкнуло. Я взвыл и скрючился в позе кочерги.
- Эк, знать, спину «прострелило», – загрустил хозяин. – Кранты тебе: не работник. Что ж с колесом-то?
На экстренном семейном совете, несмотря на мучения, я отмел несколько рецептов народной медицины, как-то: приложить к пояснице теплый навоз. «Делать нечего, – резюмировала сельская родня. – Одна дорога – в баню!»
Дед Иван Киселев, имевший настораживающую кличку «Кощей», слыл, однако, лучшим знатоком банного дела на селе. С помощью пара, веника и крепкого слова он ставил на ноги самых безнадежных ревматиков. Когда меня, бережно поддерживая под руки, ввели в дом к деду, старый банщик подбрасывал в массивную русскую печь березовые дрова. Наряд специалиста состоял из обвисших трико и зеленой куртки с эмблемой студенческого стройотряда.
- Вот ведь как гостя скукожило! – Киселев критически осмотрел мою жалкую фигуру и махнул рукой. – Тут и баня не поможет. В печь его, только в печь!
Я попытался напомнить, что мы не в концлагере, а пытки запрещены Женевской, Венской, и еще какой-то конвенцией, но старик меня оборвал:
- А ты думал, сказки про то, как Баба-Яга с Иваном-царевичем поочередно в печке жарились – выдумка? Нет. Русская печка – первое средство от хвори. Испокон века в печи народ с веничком парится. Раздевайся!
Веник «от нервов»
Вытащив из внушительного жерла печи раскаленные горшки, дед постелил внутрь ржаной соломы и плеснул на стенки квасом. Поднялся душистый пар. С помощью Киселева я, постанывая от боли, кое-как забрался на пододвинутый стол и полез в печь, стараясь не коснуться горячих стенок. В печке было невыносимо жарко, но приятно пахло соломой.
- Коли б не баня, все бы мы пропали, – запаривая веник, зачастил пословицами старик Иван. – Баня без пара, что щи без навара. Помылся в бане — как сто пудов с себя снял. Веник в бане всем начальник. Вот я запариваю березовый веник: он особенно хорош при радикулите. Ломоту в мышцах снимает и ссадины заживляет. Дубовый веник, к примеру, от других болезней – он нервы лечит. Перепьют мужики до беляка, так потом ко мне бегут, дубовым веником похлестаться. Очень целительно!
- Неужели прямо в печь бегут?
- Ну, нет – это последнее средство. Есть у меня банька: топится «по-черному». Сейчас таких не строят, и мало где они остались, а зря! – дед засучил рукава спецовки, просунул руку с веником в печь и принялся охаживать меня березовыми ветками. – Дух в «черной» бане чистый, святой.
Пока я извивался под беспощадными ударами банщика, он успел просветить меня насчет устройства и преимуществ «черной» бани перед «белой» – той, которая отапливается котлом с трубой и вытяжкой. Его баня представляла собой невысокий сарай с очагом посредине. Над очагом, на железной сетке грудой навалены кремниевые валуны. Вода греется прямо у топки в глиняных горшках, а холодная вода хранится в больших деревянных бочках. Когда очаг топится, дверь в баню остается слегка приоткрытой и дым из парилки выходит исключительно через эту узкую щель. Иногда, пригнувшись и стараясь не дышать, приходится подкидывать дровишки и пулей вылетать вон. Но все недостатки «черной» бани мгновенно меркнут, когда она хорошо протопилась и, так сказать, прокоптилась.
Сажа и стерильность
- Чуток парилку проветришь, и готово: можно на полок. Новый человек, конечно, испугается: стены покрыты сажей в два пальца толщиной! Обвыкнуться надо. Зато как ковшик на камни поддашь – благодать! Пар сухой, чистый, духовитый, и никакого угару. Даром ли деды тысячу лет в «черных» банях мылись? Дым всю сырость и микробы в бане убивает. Раньше как было? Справляют свадьбу — невеста перед венчанием проводит вечер в бане, с подругами. Жених перед этим дарит ей шкатулку с мочалкой и зеркалом. После бани невесту и подружек приглашают к богатому столу, а уж на следующий день пара венчается. Или собираются мужики в дальний путь, в извоз — надо обязательно попариться перед дорогой. Даже рожали в бане! Это потому, что «черная» баня – стерильная. В ней хорошие условия для принятия родов: там много теплой воды, нужная температура воздуха и самые лучшие гигиенические условия для роженицы и дитяти.
- Дед Иван, не могу больше! – взмолился я из глубины печи, заметив, что старик заболтался, а жар и шлепки веником стали невыносимы.
Вылез я перемазанный сажей, как старый туристский котел. Обмылся теплой водой. Киселев растер мне поясницу денатуратом, обмотал сложенным втрое шерстяным свитером и отправил на лежанку.
- Водки не дам, – строго предупредил банщик. – Теперь чай нужен, с травками. А то некоторые нахлышутся пива или чего покрепче, лезут на полок в самый жар, потом приходится их откачивать. Кто в бане или после нее пьет – неправильный парильщик!
- Ой ли? – я решил проявить ученость. – Сейчас многие медики считают, что окунаться в прорубь или сугроб после бани вредно для сердца. А вот немецкий путешественник Адам Олеарий еще четыре века назад писал, что русские могут выносить чрезвычайный жар в бане, а когда совсем изнемогут, они выбегают из нее голые, как мужчины, так и женщины, и обливаются холодной водой, а зимой, выскочив из бани, валяются в снегу. При этом выпивают.
И нечистый дух там тоже обитает…
- Не знаю, что там немцы про нас пишут! – одновременно с чайником закипятился дед. – Только где ты видел, чтобы священник в церкви пьяным службу вел? А в бане ритуал посложнее церковного! Парятся для чего? Для здоровья, для удовольствия. Так вот, ни того, ни другого не получится, если пар только поры открывает. Он еще и душу должен открывать. Для этого надо соблюсти строгий порядок: очаг топить березовыми поленьями – они искр не дают, потом посыпать пол бани сосновыми иголками. Веники запаривать в котле с кипящей водой, настоянной на березовых листьях. Перед тем как париться, нельзя мыться с мылом: коли плохо смоешь — будет щипать глаза, а в парной появится неприятный запах. Нельзя мочить голову перед заходом в парную – голова перегреется. Главное – не залазь сразу на верхний полок: там слишком высокая температура. Привыкать к банному жару нужно постепенно. Лучше всего полежать для начала внизу. Да и веник – не плеть, стегать надо умеючи. Как пьяному все правила соблюсти?
- И еще вот что, – старик понизил голос, – банные духи, «банник» с «волосаткой», не любят пьяных. Могут с полка скинуть, одурманить, или просто лапой коснуться, напугать до икоты. С ними надо приветливо обходиться: поздороваться, поговорить, а когда и специальный веник в углу оставить. Не зря мыльными днями считаются только вторник, четверг и суббота – в остальные дни в бане нечисть парится, и людям там делать нечего! Почуял, что сердце сильно бьется, голова кружится, тошнит, а перед глазами «мушки» летают – лучше беги из парилки, отдохни в предбаннике и не испытывай судьбу.
Какой от ванны прок?
После чая с травками я до утра следующего дня отлеживался на печи у гостеприимного банщика. В какой-то момент определенно почувствовал, что боль отступила, и я готов хоть сейчас участвовать в соревнованиях по художественной гимнастике.
- Вот она, русская печь-то! – торжествовал Киселев. – Инвалида на ноги поставит! Жаль, и у нас в деревне все больше коттеджи с ванными комнатами ставят. А какой от ванны прок? Недавно наш местный чудачок, Лешка-скотник, позавидовал мне: «Я по-современному попарюсь!» Поставил под ванну электрическую спираль, накалил ее, постелил соломы и улегся…
- Хорошо пропарился?
- Куда! Гусиным маслом пузыри потом сводил. Не пропарился он, а ужарился, как шкварка. Кажется, даже ростом меньше стал.
Тракторное колесо мы все-таки выкатили с огорода. Родственник поправил разбитые доски забора, а потом сильным ударом ноги придал приблудному колесу ускорение. Оно понеслось вдоль покатой деревенской улицы и метров через двести, сокрушив угол курятника, вломилось в чей-то двор. Я поспешил на автобус до города.
|