16 июля
969 – в Киеве умерла княгиня Ольга. Как гласит «Повесть временных лет», «в год 6477 (969) сказал Святослав матери своей и боярам своим: «Не любо мне сидеть в Киеве, хочу жить в Переяславце на Дунае – там середина земли моей, туда стекаются все блага: из Греческой земли – золото, паволоки (шелк – В.К.), вина, различные плоды, из Чехии и из Венгрии серебро и кони, из Руси же меха и воск». Отвечала ему Ольга: «Видишь – я больна; куда хочешь уйти от меня?». И продолжала: «Когда похоронишь меня – отправляйся куда захочешь». Через три дня Ольга умерла, и плакали по ней плачем великим сын ее, и внуки ее, и все люди, и понесли. Ольга же завещала не совершать по ней тризны, так как имела при себе священника – тот и похоронил блаженную Ольгу». За 19 лет до официальной даты принятия христианства на Руси Ольга уже была православной.
1109 – умерла жена германского императора Генриха IV, киевская княжна Евпраксия Всеволодовна. В 1083 г. она прибыла в Германию «с пышным посольством и верблюдами, нагруженными роскошными одеждами, драгоценными камнями и вообще несметным богатством». До 1086 г. Евпраксия воспитывалась в монастыре. Достигнув брачного возраста, она обвенчалась с маркграфом Генрихом Длинным Штаденским, но вскоре овдовела. В 1088 г. на ней женился император Генрих IV. Княжна превратилась в императрицу Адельгейду. Но брак этот не был счастливым: Генрих IV принадлежал к сатанинской секте николаитов, мистерии которой заключались в надругательстве над церковными обрядами: на ее обнаженном теле сатанисты служили мессу. Евпраксия не выдержала кощунства и сбежала от мужа к его врагам: графине Матильде и папе Урбану II. В 1094 г. она выступала с разоблачением мужа на Констанцском соборе, а через год – на соборе в Пьяченце, получила отпущение в невольном грехе и была отправлена через Венгрию на Русь. Эта история, включая брак православной княжны с католиком, который оказался сатанистом, скомпрометировала католицизм в Киеве.
17 июля
1762 – убит император Петр III. Накануне он пишет по-французски записку своей жене, Екатерине II: «Ее величество может быть уверена, что я не буду ни помышлять, ни делать что-либо против ее особы и ее правления». Затем по-русски: «Я ещо прошу меня, Ваша вола изполная во всем, отпустить меня в чужеи краи». И подписывает «...преданный Вам лакей». Однако это не помогло. Вечером Екатерина получила от Алексея Орлова записку, написанную пьяной рукой. Из путаных объяснений следовало, что, якобы играя в карты, Петр за столом заспорил с одним из партнеров. Орлов и другие бросились их разнимать, но сделали это так неловко, что хилый узник оказался мертвым. «Не успели мы разнять, а его уже и не стало; сами не помним, что делали».
1846 – в селе Рождественском близ Боровичей Новгородской губернии родился ученый и путешественник Николай Миклухо-Маклай. Его отец был начальником пассажирской станции и вокзала Петербургско-Московской железной дороги. В 1863 Николай поступил в Петербургский университет, откуда в 1864 за участие в студенческом движении был исключен без права поступления в высшие учебные заведения России. Естественно-научное образование продолжал в Гейдельбергском (1864), Лейпцигском (1865) и Йенском (1866-68) университетах. В 1866-67 совершил путешествие на Канарские острова и в Марокко. Его первые научные исследования были посвящены морским губкам и мозгу акул. В дальнейшем он посвятил свою жизнь антропологическому и этнографическому изучению коренного населения Юго-Восточной Азии, Австралии, островов Тихого океана.
1918 – в Алапаевске, под Екатеринбургом, около полуночи комендант Дома Особого Назначения Янкель Юровский поручил доктору Боткину обойти спящих членов царской семьи, разбудить их и попросить одеться. Когда в коридоре появился Николай II, комендант объяснил, что на Екатеринбург наступают белые и, чтобы обезопасить царя и его родных от артобстрела, всех переводят в подвальное помещение. Их отвели в угловую полуподвальную комнату размером 6 на 5 метров. Николай попросил разрешения взять два стула – для себя и жены. Больного сына император нес на руках. Едва они вошли в подвал, как следом появилась расстрельная команда. Юровский произнес: «Николай Александрович! Ваши родственники старались вас спасти, но этого им не пришлось. И мы принуждены вас сами расстрелять…» Он стал зачитывать бумагу – постановление Уралисполкома. Николай II не понял, о чем речь и переспросил: «Что?» Но тут пришедшие подняли оружие. «Царица и дочь Ольга попытались осенить себя крестным знамением, – вспоминал один из охранников, – но не успели. Раздались выстрелы… Царь не выдержал единственной пули нагана, с силой упал навзничь. Свалились и остальные десять человек. По лежащим было сделано еще несколько выстрелов… Дым застилал электрический свет. Стрельба была прекращена. Были раскрыты двери комнаты, чтобы дым рассеялся. Принесли носилки, начали убирать трупы. Когда ложили на носилки одну из дочерей, она закричала и закрыла лицо рукой. Живыми оказались также и другие. Стрелять было уже нельзя при раскрытых дверях, выстрелы могли быть услышаны на улице. Ермаков взял у меня винтовку со штыком и доколол всех, кто оказался живым». Был час ночи.
18 июля
1487 – Казань взята московскими войсками. «Никоновская летопись» сообщает: «И взяша город Казань, и царя Алегама казанского изымаша с материю и с его царицею и с двемя браты и сестрою, и с его князми, и приведоша их на Москву. …»
1918 – на окраине города Алапаевска сброшена в шахту сестра российской императрицы Елизавета Федоровна (Елисавета Гессен-Дармштадская). В апреле 1918 года ее арестовали в основанной ею Марфо-Мариинской обители и отправили в Пермь. Одна из монахинь – Варвара Яковлева – пожелала присоединиться к матушке Елизавете. Глубокой ночью 18 июля великую княгиню и ее подругу вместе с великим князем Сергеем Михайловичем, его секретарем, тремя сыновьями великого князя Константина и князем Владимиром Палеем сбросили в шахту на окраине Алапаевска. Затем чекисты забросали несчастных гранатами. С места трагедии еще несколько дней слышались душераздирающие крики о помощи. Несчастные скончались в страданиях от жажды, голода и ран. Елизавета Федоровна упала на выступ, который находился на глубине 15 метров. Рядом с ней нашли тело Ивана Константиновича с перевязанной головой. Видимо, она и в аду стремилась облегчить страдания ближнего. Останки Елизаветы Федоровны и ее келейницы Варвары в 1921 году были перевезены в Иерусалим и положены в усыпальнице храма святой равноапостольной Марии Магдалины в Гефсимании. В 2004 году мощи Елизаветы Федоровны и Варвары привозились в Россию для поклонения верующим.
19 июля
1917 – германские и австро-венгерские войска перешли в контрнаступление против русских войск Юго-Западного фронта. Главный удар наносился по войскам 11-й армии. Безо всякого приказа русские полки стали оставлять позиции и уходить с фронта. Массовым явлением стало обсуждение боевых приказов в полковых комитетах.
1952 – в Хельсинки открыты XV Олимпийские игры. Утром, несмотря на моросящий дождь, тысячи зрителей потянулись на олимпийский стадион. Парад начался в полдень. В торжественном марше прошли посланцы 70 государств Европы, Америки, Азии, Африки и Австралии. Всеобщее оживление вызвало на стадионе появление делегации Советского Союза, которая после революции 1917 года впервые участвовала в Олимпиаде.
20 июля
1530 – русское войско во главе с воеводой Иваном Овчиной разбило на Арском поле объединенные силы татар, чувашей, марийцев и ногайцев под руководством казанского воеводы Аталыка.
1952 – в стационаре для безнадежных больных гулаговского лагеря Абезь (Коми АССР) умер философ, богослов и историк Лев Карсавин. Его отец был танцовщиком Мариинского театра, а сестра – прославленной русской балериной. В 1918-1922 гг. Лев был профессором Петроградского университета, затем в 1922 году, в составе большой группы творческой интеллигенции, его насильственно выслали за границу. В 1928 году он принял приглашение Каунасского университета занять кафедру всеобщей истории. В Литве в 1929 году вышел в свет его главный философский труд «О личности». В 1940 году Карсавин переехал в Вильнюс, который стал столицей советской Литвы. В 1949 году последовал арест «врага народа» и отправка в лагерь Абезь.
21 июля
1015 – умер великий князь Киевский, креститель Руси Владимир Святославович, «Красное Солнышко». «Повесть временных лет» свидетельствовала: «Между тем печенеги пришли походом на Русь, Владимир послал против них Бориса, а сам сильно разболелся; в этой болезни и умер... Умер он на Берестове, и утаили смерть его, так как Святополк был в Киеве. Ночью же разобрали помост между двумя клетями, завернули его в ковер и спустили веревками на землю; затем, возложив его на сани, отвезли и поставили в церкви святой Богородицы, которую сам когда-то построил. Узнав об этом, сошлись люди без числа и плакали по нем – бояре как по заступнике страны, бедные же – как о своем заступнике и кормителе. И положили его в гроб мраморный, похоронили тело его с плачем».
1940 – Адольф Гитлер приказал фельдмаршалу фон Браухичу приступить к планированию операции против СССР.
22 июля
1240 – новгородский князь Александр Ярославич разгромил шведских интервентов на реке Неве и получил почетное прозвище «Невский». Обстоятельства битвы были следующие. Зять больного шведского короля Биргер высадился в устье реки Ижоры с войском, состоявшим из шведов, норвежцев и финнов. И прислал в Новгород князю Александру вызов на бой: «Если можешь, сопротивляйся, зная, что я уже здесь и пленю землю твою». Далее летописец сообщает: «После того Александр поспешил напасть на врагов в шестом часу дня, и была сеча великая с римлянами (т.е. католиками), и перебил их князь бесчисленное множество, а на лице самого короля оставил след острого копья своего».
1951 – с ракетодрома Капустин Яр, впервые в истории, советская ракета Р-1 подняла на высоту 87 км живые существа – собак Цыгана и Дезика. Затем головной отсек отделился и на парашютах спустился вниз. Когда спасатели отвинтили крышку головного отсека, то увидели, что собаки здоровы. Потом Цыган с Дезиком как угорелые носились, ластились, и стало ясно без обследований, что они не пострадали.
(Все даты приведены по современному григорианскому календарному стилю)
|