|
ГЛАВНАЯ АРХИВ НОМЕРОВ №51 ЛИКБЕЗ |
«Нефтяной завет» Менделеева |
ЧЁРНОЕ ЗОЛОТО КАК НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
Несмотря на то, что нефть как вещество известна человечеству с давних времен, ставить ее службу человечеству в массовых, промышленных масштабах люди научились только в последние двести лет. До этого она применялась древними греками и монголо-татарами как боевое оружие. Первые использовали её для приготовления «адского огня», или, как его ещё называли, «греческого огня» - прообраза зажигательных снарядов. Вторые – для изготовления огненных стрел.
На территории Персии (ей в ту пору принадлежал Азербайджан) нефть с древних времен использовалась вместо дров и угля при отоплении. В XVII-XVIII веках нефть стала поставляться из Персии и в Московское государство – также для целей обогрева и освещения. Персы добывали нефть на Апшеронском полуострове, возле Баку. Именно там мастер Аллахъяр Нурмухаммед Оглу в 1594 году вырыл первый нефтяной колодец глубиной 35 метров. Первый же нефтеперегонный завод на Кавказе появился в 1823 году в Моздоке. Его построили братья-крестьяне Дубинины. Их почин продолжили купцы по принадлежности к сословию и ученые-самородки по «хобби» Воскобойников и Кокорев. Они построили нефтеперегонные заводы в Балаханах и в Сураханах.
Кстати, Апшеронские месторождения нефти стали родиной мировых рекордов в истории нефтедобычи. Возле Апшерона впервые в мире в начале XIX-го века началась добыча нефти со дна моря. Там же, правда, много позже, в 1924 году, началась промышленная добыча морской нефти. Даже первая в мире нефтяная скважина была пробурена также здесь. Это произошло 14 июля 1847 года. Именно с этого дня ведет отсчет история важнейшей в геополитическом плане мировой отрасли – нефтедобычи. Кстати, для справки: американцы смогли пробурить первую свою нефтяную скважину только 12 лет спустя – в 1859 году в Луизиане.
Инкубатор новинок
С изобретением в 1853 году аптекарями Иваном Лукасевичем и Яном Зехом безопасной керосиновой лампы нефтеперерабатывающая отрасль России получила новый мощнейший толчок к развитию. Даже далеко от источников, в Москве, в те времена был устроен нефтеперерабатывающий завод акционерного общества «К. Зиллер». Нефтяная отрасль получила новый стимул к развитию, когда в 1877 году был отменен кабальный для российских нефтепромышленников и нефтепереработчиков казенный нефтяной акциз. Буквально в следующие два года импорт керосина упал в 5 раз, а производство его в России возросло в 15 раз.
Опять-таки, не обошлось без рекордов: в России, на Апшеронском полуострове, была пробурена самая глубокая скважина в мире. Ее «автором» в 1890 году стал русский подданный, местный нефтепромышленник Муртаза Мухтаров на глубину 1100 метров. При этом Мухтаров использовал ударно-буровой станок, изобретенный и изготовленный также им самим. Кстати, и до сих пор самая глубокая скважина в мире находится на том же самом месте, на месторождении «Зиря». И уже в советское время в 1924 году при бурении нефтяной скважины был применен новаторский метод – турбобур. Это произошло в Азербайджанской ССР, на месторождении «Сураханы». А еще позже, опять-таки впервые в мире, здесь началось бурение скважин электробуром.
На месторождении «Сураханы», кстати, находится единственная скважина в мире, которая давала так называемую «белую» нефть, которая представляла собой чистый бензин без каких-либо тяжелых фракций. Ее можно было сразу заливать в бензобак автомашины без какой-либо переработки! Глубина этой скважины всего 209 метров, - в течение каких-то нескольких месяцев 1904 года она выдала 1520 тонн этого уникального продукта.
Самая «щедрая» на нефть скважина также расположена в «Суроханах»: это знаменитая на весь мир скважина № 5, которая давала под напором до 20.000 тонн нефти в сутки.
Ввиду вышесказанного, можно сказать, что Россия и затем СССР стали своеобразным «инкубатором» новинок и изобретений. Все передовые технологии и способы добычи и переработки нефти рождались и оттачивались именно в России. Надо заметить, что до революции же началась и разработка Уральских месторождений нефти предпринимателями Стахеевыми. Они даже построили нефтепровод длиной более ста верст.
Быстрые деньги
На российских просторах зародились нефтяные империи Ротшильдов и Нобелей. Уже во второй половине XIX-го века только семейству Нобеля принадлежало в России 150 предприятий по сбыту продукции нефтедобычи и нефтепереработки. Ради пущей выгоды Нобели применили хитрую акцию, перенацелив паровозостроительную промышленность на выпуск паровозов, работающих только на нефти. Они стали продавать эти паровозы по убыточно-низким, демпинговым ценам. Эта акция позволила им «насытить» модернизированными паровозами Курскую, Рязанскую, Вяземскую железные дороги. И затем с лихвой вернуть потерянные деньги на обеспечении этих железных дорог нефтью для топки паровозных котлов.
Ротшильды, в свою очередь, весьма преуспели в России, создав крупнейшую компанию «Русский стандарт». Причем, в отличие от русских предпринимателей-нефтепромышленников, Ротшильды и Нобели старались получать «быстрые деньги». Они не особенно вкладывались в развитие нефтеперерабатывающей промышленности.
Только революция 1905 года и последовавшая за ней террористическая война революционеров в 1905-1907 годов позволила американцам выйти на первое место в мире по нефтедобыче и достигнуть уровня 67% мировой нефтедобычи. После этого, увы, в мире нефтедобычи царил «Стандарт Ойл» Дэвида Рокфеллера. Доля России снизилась до позорных для нее 28%. Это – еще один печальный итог Первой революции.
Стабфонд – не панацея
В настоящее время Российская Федерация переживает экономический рост, обусловленный в первую очередь взлетевшими и зафиксированными на беспредельно высоком уровне ценами на энергоносители – газ и нефть. Помимо того, наше время можно назвать временем возвращения Российской державы на свое законное место – место нефтедобывающего лидера планеты. В то же время обольщаться не надо: будущее России лежит не в сфере увеличения добычи нефти. Исторический опыт ясно показал, что этот путь ведет в тупик. Будущее – в сфере развития нефтеперерабатывающей отрасли.
Деньги от сверхпродаж по сверхценам добываемой в России нефти нужно по уму вкладывать не в Стабилизационный фонд, а в быстрое развитие нефтеперерабатывающей отрасли. Именно быстрый ввод в эксплуатацию предприятий этой сферы позволит совершить уникальный рывок России в будущее. Образовавшиеся же при этом прибыли с лихвой перекроют недовнесённые в Стабилизационный фонд средства. Потому что лежащие в Стабфонде средства – всего лишь условные бумажки. А построенные предприятия нефтеперерабатывающей сферы – это реальные рабочие руки, реальная инфраструктура, реальное благоденствие нации.
Единственное, что можно и нужно пожелать капитанам сегодняшних «нефтяных линкоров» – никогда не забывать мудрые, актуальные и сейчас слова великого русского ученого Дмитрия Ивановича Менделеева: «Нефть – не топливо, топить можно и ассигнациями!» Не надо уподобляться Ротшильдам и Нобелям, гнавшимся за быстрыми прибылями и чуравшимся вложения капитальных средств в развитие нефтяной отрасли в России. Надо меньше выкачивать нефть из недр российских в угоду западным корпорациям и государствам, но при этом как можно больше и глубже перерабатывать добываемую нефть. Реализацию «нефтяного завета» Менделеева нужно возвести в ранг Национального Проекта.
|
|
|
стр.14 |
// ВЕРЁВКИН Сергей |
|
|
Взгляд из Америки: очаги терактов по-прежнему имеют северокавказскую прописку |
Атеисты и верующие – актуальное противостояние ХХI века |
Казахстан: войска стреляют в мирных людей |
Слушается дело об убийстве Свиридова |
Премия Леонида Вышеславского – А. Зараховичу и Г. Фальковичу. |
|