ЧТО СУЛИТ ПУТЕШЕСТВИЕ АВТОСТОПОМ ПО НЕЗАЛЕЖНОЙ?
В отличие от журналисту Леонтьева и политолога Павловского, обычному люду поездки «до ридной неньки» не возбранялись никогда. Другое дело – хочется ли? Корреспондент «Нашего Времени» решила проехать Украину от самой российской гарницы до западного Каменецк-Подольского, и обратно. Причем на попутных машинах и внутренних маршрутных рейсах - такие путешествия обычно помогают увидеть и прочувствовать окружающую действительность более остро, чем из окна привычного поезда или двухэтажного автобуса. Страна при ближнем рассмотрении оказалась не менее экзотичной, чем, например, Египет или Малайзия.
Купить прямой билет Москва-Киев (а ехать, напоминаю, мне надо было в Каменецк-Подольский, причем «срочно и сейчас») на вокзале российской столицы – оказалось непосильной задачей, все билеты распроданы на две-три недели вперед. Казалось бы, сезон отпусков, люди торопятся на юг и к морю, но… Киев-то тут причем, там же моря нет?! Там не менее факт есть факт: традиционным способом уехать на Украину невозможно. Посему приходится двигаться в сторону границы на чем Бог велит и по принципу «как получится». Для начала «получается» сесть на автобус до Белгорода, затем в харьковскую электричку, и дальше уже внутренние маршрутки и попутки на трассе Харьков – Кременчуг – Александрия – Винницы – Хмельницкий… и дальше уже совсем немного на Запад.
Электричка на украинской таможне стоит долго, люди в погонах тщательно и нудно проверяют документы – наши таможенники в данном вопросе гораздо оперативнее. Грузные харьковские тетеньки, дурея от жары (а температура воздуха на солнце порядка сорока градусов), визгливо ругаются на всех и вся. «Понаставили сумок в проходе! И едуть, и едуть! А куда едуть?!». Пассажиры с российской стороны послушно ставят сумки себе на колени – огрызаться в гостях как-то неприлично. На освободившиеся в проходе места харьковчанки тут же шумно роняют свои, гораздо более объемные баулы, и начинают ссориться уже между собой. Крики, давка, суета. Российские поезда пригородного сообщения, по сравнению с украинскими, просто оазис спокойствия!
Хотя надо отдать должное украинцам: даже очень сильно ругаясь, они не позволяют себе нецензурщины. Трогательная картинка: два крупно повздоривших украинских пассажира или пассажирки через пять минут уже непринужденно обсуждают местных политиков, или делятся кулинарными рецептами. Это здесь в порядке вещей. Возникает ощущение, что подобные словесные баталии в электричках – народная забава, наряду с кулачными боями, чтобы «не потерять форму», а заодно скоротать время в дороге.
К вопросу о демографии
Был повод подумать и на более глобальные темы. Например, число переселенцев из южных республик бывшего СССР на Украине, как и в России, довольно велико. Получается, наиболее практичные украинцы выезжают на заработки в Россию, точнее, в Москву, а в относительно небольших городах на Днепре и Днестре уже давно и прочно обосновались вчерашние жители Ташкента, Астаны, Грозного. Хотя не только большие, но даже средние деньги заработать здесь весьма и весьма проблематично, переселенцы все-таки находят свое счастье.
К примеру, дальнобойщик Игорь из Запорожья рассказал, что перебрался на украинскую землю восемь лет назад из Узбекистана – там, в силу проблем экономического характера, жить стало совсем невозможно. Сначала гонял фуры с дынями, и снимал крошечную комнату в общежитии. Местный коллега-водитель познакомил парня с подругой своей жены. Безотказный и работящий узбек приглянулся дородной «хохлушке», совсем недавно выгнавшей из дома законного мужа – пил безбожно… Уже на второй день после знакомства Игорек перебрался к новой знакомой. Подправил покосившийся дом, привел в порядок соскучившийся по мужским рукам приусадебный участок. Пара вместе уже семь с лишним лет, растит четверых мальчишек, младший две недели как родился.
«Шо?»
Западная Украина на фоне Центральной смотрится совсем другим государством. Жители – спокойные, говорят тихо. Сдержанны и интеллигентны. Более обеспеченны, по сравнению с «центральноукраинцами». При грамотном подходе и смекалке здесь можно «делать бизнес», благо до границы с обеспеченной Польшей рукой подать, и серьезных проблем с выездом, как правило, нет. Видимо, по этой причине в Хмельницком, Каменецк-Подольском и Черновцах гораздо больше улыбающихся лиц.
Кстати сказать, по общераспространенному в России мнению именно жители западной Украины не любят россиян, и крайне неприветливо относятся к русской речи. У меня лично сложилось прямо противоположное мнение. «Западенцы» были милы и обходительны, а вот с «центровиками» возникали проблемы. Например, сотрудники придорожных кафе на трассе Харькрв – Кременчуг в ответ на просьбы - «Дайте мне, пожалуйста, окрошку, овощной салат и чай» отвечали: «Шо?» - делая вид, что не знают русского языка, хотя было видно, что отлично все понимают. Да и водители маршруток в том же Харькове или Киеве пассажирам, говорящим по-русски, грубят безбожно!
Из Каменецк-Подольского до Киева добралась без приключений, на комфортабельном автобусе, и всего за пятьдесят гривен (это примерно 250 русских рублей). В Киеве на железнодорожном вокзале попыталась взять билет на Москву. Но – оных не оказалось, только класса «люкс», стоимостью что-то порядка пяти тысяч рублей. Автобусы в российскую столицу из столицы Украины ходят всего два раза в неделю, хотя желающих уехать в Москву больше чем достаточно. Люди по нескольку дней проводят на вокзалах в надежде на «лишний билетик», отчего толпы в киевских залах ожидания - просто невероятные. Ничего не поделаешь – надо ждать.
Яйца с салом
В Центральной Украине в машинах и маршрутных такси водители преимущественно слушают песни украинской группы, подопечных Константина Меладзе «ВИА ГРА», или Верку Сердючку. Последняя, ныне отвергнутая отечественным слушателем из-за пресловутой евровиденской «Раша, гудбай!» вообще возведена чуть ли не в ранг национального героя (или героини?!) Украины. Как восторженно и с некоторой завистью выразил общее мнение водитель «Волги» черниговец Иван: «Молодец, мужик! (это он об Андрее Данилко, «играющем роль» Сердючки на сцене) Ни на чем раскрутился, из воздуха «бабки» делает! А наши мужички только горилку пить и слезы лить умеют: работы нет, денег нет. Да валом и того, и другого! Надо только знать, где искать, и как»
Несколько километров по трассе меня подвозил на грузовичке работник дорожной службы Глуховской области. Минут пятнадцать мы с этим человеком обсуждали «чеченский вопрос» и проблемы кавказских переселенцев. «Ну, а вы сами–то откуда будете?» - с какой-то момент поинтересовался дорожник. «Живу в Москве», - опрометчиво ответила я. Водитель замолчал и нахмурился. Потом резко включил на полную мощь автомагнитолу – зазвучала казацкая народная песня с угрожающими словами в припеве: «Порубали москалей!». Я печально попросила остановить машину – дальше наши пути расходились. Дорожник не возражал. Но, подавая мне мой рюкзак, дяденька, пряча глаза, несколько раз протяжно и грустно вздохнул. Жалел, что не успел «порубать»?
Какая же история об Украине может быть без рассказа о святая святых этой земли, украинском сале?! Стоп! Ничего смешного! Еду. Устала. Хочется есть. Заворачиваю в одно из придорожных кафе с притягательной надписью «Украiнська кухня». Заказываю самую обычную окрошку, съедаю принесенное блюдо очень быстро… И в течение последующих трех часов мучаюсь животом. «Да все понятно, - объясняет очередной попутчик в автобусе Винницы, Хмельницкий Дмитрий, прибывший на эту землю из Ростова, по делам бизнеса. - Просто здесь в окрошку принято добавлять мелко нарезанное сало. Неужели не заметили? Украинцы вообще сальцо добавляют куда можно и куда нельзя. Помню, мы с одним коллегой приехали в эти края пару лет назад, в командировку. Поселились в гостинице, завтракать-обедать-ужинать ходили в ресторанчик напротив отеля. На третий день своего там пребывания мы так устали от национальной кухни с ее жирной пищей, для которой наши животы совсем не приспособлены, что попросили поварих в ресторане приготовить нам на завтрак простую русскую «глазунью», по три яйца на брата. И что вы думаете?! Идет официант, несет шипящую сковородку. Поднимает крышку. Шесть яиц, сверху щедро посыпанные … мелко порубленным салом!
|