отсечению правой руки и сослан в страну лазов (близ Кавказа), где и скончался.
Любовь к Богу (...) не терпит ненависти к человеку.
«Четыре сотни глав о любви», I, 15 (52, с.271)
Удобнее грешить мыслью, нежели делом.
«Четыре сотни глав о любви», II, 72 (52, с.294)
Не примеряй себя к слабейшим из людей, а лучше расширяй себя в меру заповеди о любви. Примеряясь к людям, впадешь в пропасть высокомерия; а расширяя себя в меру любви, достигнешь высоты смиренномудрия.
«Четыре сотни глав о любви», III, 14 (52, с.302)
Тот любит всех человеков, кто не любит ничего человеческого.
«Четыре сотни глав о любви», III, 37 (52, с.306)
Тщеславию монаха свойственно тщеславиться добродетелью.
«Четыре сотни глав о любви», III, 84 (52, с.313)
Если злопамятствуешь на кого, молись о нем.
«Четыре сотни глав о любви», III, 90 (52, с.314)
Отрекшийся от вещей мирских, как то: жены, имения и проч., соделал монахом человека внешнего, а еще не внутреннего (...). Внешнего человека легко сделать монахом, (...) но не мал подвиг сделать монахом внутреннего человека.
«Четыре сотни глав о любви», IV, 50 (52, с.323)
Писание не отнимает у нас ничего, данного нам от Бога для употребления, но обуздывает неумеренность и исправляет безрассудность. То есть оно не запрещает ни есть, ни рождать детей, ни иметь деньги и правильно их расходовать; но запрещает чревоугодничать, прелюбодействовать и проч. Не запрещает даже и думать об этом, но запрещает думать страстно.
«Четыре сотни глав о любви», IV, 66 (52, с.325)
Старайся, сколько можешь, любить всякого человека. Если же (...) не можешь, то по крайней мере не ненавидь никого.
«Четыре сотни глав о любви», IV, 82 (52, с.328)
Всякого человека любить должно, упование же возлагать на одного Бога.
«Четыре сотни глав о любви», IV, 95 (52, с.329)
Други Христовы всех любят искренно, но не всеми бывают любимы. «Четыре сотни глав о любви», IV, 98 (52, с.330)