Поставить закладку  |  Сделать стартовой
НАШЕ ВРЕМЯ - Еженедельная общественная газета
 
Первая еженедельная аналитическая газета    
Главная  |  Редакция  |  Реклама  |  Архив  |  Опросы  |  Карта сайта
ТЕМА НОМЕРА

СТАБИЛЬНОСТЬ

НОВОСТИ-1

ПРАЗДНИК

СКАНДАЛ

ЗДОРОВЬЕ НАЦИИ

БЕЗОПАСНОСТЬ

СОЦИУМ

ЧТО БУДЕТ

БРАТЬЯ НАШИ МЕНЬШИЕ

НОВИНКИ КИНО

БИБЛИОТЕКА

НА ПРАВАХ РЕКЛАМЫ

АРХИВЫ НАШЕГО ВРЕМЕНИ. ГОД 2006

НАШЕ ВРЕМЯ по авторам:
поиск по сайту:

GAZETANV

  Весь архив номеров
НАШЕ ВРЕМЯ в интернете:
RSS трансляции
http://www.gazetanv.ru/rss.xml


 
 
В. В. Колесов
Русская ментальность в языке и тексте
стр. 221

Социальный статус «лица» в комментариях философов яв-

ицо    ляется    как    остаток    языческих    представлений, что, может

индивидуума _    г    ^    ,

быть, и неверно исторически, во всяком случае ошибочно

с общей точки зрения. Эмпирический человек индивидуален, он всего лишь неделимая монада — индивидуум. Однако «если бы человек был только индивидуумом, то он не возвышался бы над природным миром. Индивидуум есть натуралистическая, прежде всего биологическая категория. Индивидуум есть неделимое, атом... Как только провозглашают, что нет ничего выше человека, что ему некуда подыматься и что он довлеет себе, человек начинает понижаться и подчиняться низшей природе» [Бердяев 1991а: 88, 103], поскольку вообще человек как живое лицо, как индивидуум (исходная точка существования) «не может иметь источника жизни в себе самом — он имеет его или в высшем, или в низшем» [Бердяев 1926: 245]; «человек по „естеству" своему не добр и не безгрешен. Все „естество" во зле лежит. В „естественном" порядке, в „естественном" существовании царят вражда и суровая борьба» [Бердяев 1991: 132]. Бердяев особенно настаивает на том, что эмпирический человек живет лишь в энергийном поле между высшим и низшим, между индивидуально-телесным и духовно-личным. По-видимому, этот мотив идет от ранних славянофилов, идеи которых обобщил А. С. Хомяков.

По его мнению, срединность положения «лица», с одной стороны, подчеркивает биологическую природу человека, а с другой — выделяет его в природном мире: «Природе живется, и только человек живет» [Хомяков 1912, 1: 311]. Указывается первый признак выделения из природной среды: «человек мог бы быть определен как животное стыдящееся...». То, что «человек прежде и больше всего стыдится именно самой сущности животной жизни, или коренного проявления природного бытия, прямо показывает его как существо сверхживотное и сверхприродное. Таким образом, в этом стыде человек становится человеком в полном смысле» [Соловьев 1988, 1: 225—226]. «Стыд» человека как нравственная категория язычества на уровне личности преобразуется в категорию «совесть».

Человек однозначно как «лицо» есть метонимическая редукция до одной единственной ипостаси, которая предстает как человеческое, но еще не человечное.

Идея «лика» есть христианское представление о человеке; Лик человека как обычно в истории сакрального языка, для обозначения этой ипостаси человека использован исходный (архаический) корень слова, не подвергшийся никаким изменениям в произношении или форме.

«Каждый, кто любит его, уже заранее заражен сомнением: каков же должен быть окончательный человеческий лик? Не может он благоговейно не преклониться перед каждым из этих трех, хотя они взаимно и отрицают друг друга: из этого отрицания в истории они возникли порознь» [Розанов 1990в: 51]. «Человек есть существо, укорененное в сверхчеловеческой почве — таково единственное значимое определение существа человека; он есть такое существо, все равно, хочет ли он этого или нет» [Франк 1990: 508], поэтому, например, «отрицание Бога ведет за собой отрицание человека» [Бердяев 19896: 108], ниспадение его; если не поднимаешься — падаешь. Срединная точка «животного» существования, мир и мирское (тело и телесное) существуют постольку, поскольку они сохраняют свою сущность. «В нравственном сознании, которое есть практическое выражение этой духовной природы человека, человек, испытывая чувство должного, сознавая абсолютный идеал своей жизни (идеальной формы «жи



Новости
Патриарха Варфоломея госпитализировали после перелета в США
Константинопольский патриарх Варфоломей прибывший в субботу в США, помещен в больницу в Вашингтоне в связи с недомоганием после долгого перелета. Об этом в воскресенье сообщила пресс-служба американской архиепископии константинопольского патриархата.
CNN: В США завезли десятки миллионов использованных медицинских перчаток из Таиланда
Журналисты CNN в ходе длившегося несколько месяцев расследования обнаружили, что в США завозили использованные медицинские нитриловые перчатки из Таиланда. В общей сложности речь идет о десятках миллионов таких перчаток.
Трамп заявил, что Соединенные Штаты погибают из-за проблем с миграцией
Байден, ставший хозяином Белого дома 20 января, отменил соответствующие указы Трампа, а также смягчил несколько других ограничений на въезд в страну. Как следствие, резко усилился поток жителей Мексики и стран Южной Америки, стремящихся любой ценой перебраться в США.
Пушков: перетягивание каната между Брюсселем и Варшавой определит судьбу Евросоюза
Противостояние между Варшавой и Брюсселем определит дальнейшую судьбу Евросоюза. Такое мнение высказал сенатор Алексей Пушков в своем Telegram-канале. Он спрогнозировал два наиболее вероятных варианта развития событий.
Профессор Сандер сообщил, как долго человек может быть заразным после заражения COVID-19
При легкой и средней формах человек выделяет вирус через 10 дней после первых признаков недуга, но их уже меньше, чем на первом этапе. Профессор из ФРГ Лейф Эрик Сандер сообщил, что привитые граждане менее заразны.
Спикер СДПГ Нильс Шмид: ФРГ не станет поддерживать США в военном конфликте с КНР
ФРГ не станет поддерживать США в военном противостоянии с Китаем. Об этом спикер парламентской фракции Социал-демократической партии Германии (СДПГ) по вопросам внешней политики Нильс Шмид рассказал в подкасте «Последний танец Меркель» издания Deutsche Welle.
   




ГОЛОСОВАНИЕ
Кто главнее?
Путин
Вот этого-то я и не могу понять...
Ответ - в Конституции
Медведев
посмотреть результаты












Издательский дом "Наше время" © Издательский дом "Наше время"
Все права защищены
(495) 951-39-05
Правовая информация об ограничениях
sitemap | Обмен ссылками | Статьи | Интересные проекты
   Раскрутка сайтовПоддержка: prlab.net