Поставить закладку  |  Сделать стартовой
НАШЕ ВРЕМЯ - Еженедельная общественная газета
 
Первая еженедельная аналитическая газета    
Главная  |  Редакция  |  Реклама  |  Архив  |  Опросы  |  Карта сайта
ТЕМА НОМЕРА

СТАБИЛЬНОСТЬ

НОВОСТИ-1

ПРАЗДНИК

СКАНДАЛ

ЗДОРОВЬЕ НАЦИИ

БЕЗОПАСНОСТЬ

СОЦИУМ

ЧТО БУДЕТ

БРАТЬЯ НАШИ МЕНЬШИЕ

НОВИНКИ КИНО

БИБЛИОТЕКА

НА ПРАВАХ РЕКЛАМЫ

АРХИВЫ НАШЕГО ВРЕМЕНИ. ГОД 2006

НАШЕ ВРЕМЯ по авторам:
поиск по сайту:

GAZETANV

  Весь архив номеров
НАШЕ ВРЕМЯ в интернете:
RSS трансляции
http://www.gazetanv.ru/rss.xml


 
 
В. В. Колесов
Русская ментальность в языке и тексте
стр. 221

Социальный статус «лица» в комментариях философов яв-

ицо    ляется    как    остаток    языческих    представлений, что, может

индивидуума _    г    ^    ,

быть, и неверно исторически, во всяком случае ошибочно

с общей точки зрения. Эмпирический человек индивидуален, он всего лишь неделимая монада — индивидуум. Однако «если бы человек был только индивидуумом, то он не возвышался бы над природным миром. Индивидуум есть натуралистическая, прежде всего биологическая категория. Индивидуум есть неделимое, атом... Как только провозглашают, что нет ничего выше человека, что ему некуда подыматься и что он довлеет себе, человек начинает понижаться и подчиняться низшей природе» [Бердяев 1991а: 88, 103], поскольку вообще человек как живое лицо, как индивидуум (исходная точка существования) «не может иметь источника жизни в себе самом — он имеет его или в высшем, или в низшем» [Бердяев 1926: 245]; «человек по „естеству" своему не добр и не безгрешен. Все „естество" во зле лежит. В „естественном" порядке, в „естественном" существовании царят вражда и суровая борьба» [Бердяев 1991: 132]. Бердяев особенно настаивает на том, что эмпирический человек живет лишь в энергийном поле между высшим и низшим, между индивидуально-телесным и духовно-личным. По-видимому, этот мотив идет от ранних славянофилов, идеи которых обобщил А. С. Хомяков.

По его мнению, срединность положения «лица», с одной стороны, подчеркивает биологическую природу человека, а с другой — выделяет его в природном мире: «Природе живется, и только человек живет» [Хомяков 1912, 1: 311]. Указывается первый признак выделения из природной среды: «человек мог бы быть определен как животное стыдящееся...». То, что «человек прежде и больше всего стыдится именно самой сущности животной жизни, или коренного проявления природного бытия, прямо показывает его как существо сверхживотное и сверхприродное. Таким образом, в этом стыде человек становится человеком в полном смысле» [Соловьев 1988, 1: 225—226]. «Стыд» человека как нравственная категория язычества на уровне личности преобразуется в категорию «совесть».

Человек однозначно как «лицо» есть метонимическая редукция до одной единственной ипостаси, которая предстает как человеческое, но еще не человечное.

Идея «лика» есть христианское представление о человеке; Лик человека как обычно в истории сакрального языка, для обозначения этой ипостаси человека использован исходный (архаический) корень слова, не подвергшийся никаким изменениям в произношении или форме.

«Каждый, кто любит его, уже заранее заражен сомнением: каков же должен быть окончательный человеческий лик? Не может он благоговейно не преклониться перед каждым из этих трех, хотя они взаимно и отрицают друг друга: из этого отрицания в истории они возникли порознь» [Розанов 1990в: 51]. «Человек есть существо, укорененное в сверхчеловеческой почве — таково единственное значимое определение существа человека; он есть такое существо, все равно, хочет ли он этого или нет» [Франк 1990: 508], поэтому, например, «отрицание Бога ведет за собой отрицание человека» [Бердяев 19896: 108], ниспадение его; если не поднимаешься — падаешь. Срединная точка «животного» существования, мир и мирское (тело и телесное) существуют постольку, поскольку они сохраняют свою сущность. «В нравственном сознании, которое есть практическое выражение этой духовной природы человека, человек, испытывая чувство должного, сознавая абсолютный идеал своей жизни (идеальной формы «жи



Новости
Япония внесла в санкционный список 57 физлиц и шесть организаций из России
В обнародованный 5 июля санкционный список Японии были добавлены 57 физических лиц и шесть компаний из России. Об этом сообщает пресс-служба японского Минфина.
Министр экономики Японии Хагиуда: Токио выяснит срок исполнения решения РФ по «Сахалину-2»
Токио выясняет конкретные сроки исполнения решения президента России Владимира Путина о назначении российской компании оператором нефтегазового проекта «Сахалин-2». Об этом сообщил министр экономики, торговли и промышленности Японии Коити Хагиуда, передает ТАСС.
Сенатор Пушков: ФРГ может «гордиться» поддержкой Украины после назначения посла Мельника
«Германия может гордиться своей поддержкой Украины: оскорблявший ее руководство посол, вероятно, идет на повышение», — написал сенатор. Ранее, 4 июля, стало известно, что посол Украины в Германии Андрей Мельник осенью вернется в Киев, чтобы занять новый пост.
The American Conservative предсказал Байдену роль «голого короля Донбасса»
Ван Бурен напомнил, что Байден утвердил новый пакет помощи Украине в 1,2 миллиарда долларов кроме ленд-лиза на 40 миллиардов, подписанного ранее. Он предсказал американскому лидеру роль «голого короля Донбасса» из-за его убежденности в действенности санкций и поставок вооружений.
Bloomberg: задержанное в Турции российское судно ожидает у порта, пока идет расследование
Задержанное арендованное российской стороной судно "Жибек жолы" ожидает у порта в Турции, пока турецкая сторона ведет расследование происхождения груза и его траектории, передает агентство Блумберг со ссылкой на источники.
Полиция задержала подозреваемого в стрельбе на параде в Чикаго
Полиция задержала подозреваемого в стрельбе на параде в честь Дня независимости в предместье Чикаго, сообщает CBS Chicago со ссылкой на источник, близкий к следствию.
   




ГОЛОСОВАНИЕ
Кто главнее?
Путин
Вот этого-то я и не могу понять...
Ответ - в Конституции
Медведев
посмотреть результаты












Издательский дом "Наше время" © Издательский дом "Наше время"
Все права защищены
(495) 951-39-05
Правовая информация об ограничениях
sitemap | Обмен ссылками | Статьи | Интересные проекты
   Раскрутка сайтовПоддержка: prlab.net