













|
|
|
|
|
|
Карл Шлёгель
Постигая Москву
стр. 53
54 Постигая Москву
Н. А. Ладовский. Проект плана реконструкции Москвы. Начало 1930-х гг.
«Строительство всех крупных городов мира осуществляется по одному и тому же плану — все для центра и почти ничего для окраин. Мостовые, освещение, канализация, водоснабжение, различные сооружения, театры, кино, читальные залы — все это в центре, пауки центра всасывают все соки из населения. А рабочие кварталы предместий остаются недоступными для проезда на автомобилях и для пешеходов, неосвещенными, заброшенными, такими, какими были они, может быть, полвека назад. Только пролетарская власть способна коренным образом изменить работу градостроительства».
Л. С. Сосновский. Дела и люди
всегда было целое. Вспомним планы и дискуссии по поводу того, как должна выглядеть столица нового общества и как ее следует строить. Мы сегодня не знаем, пугаться ли смелости тех, кто в ту пору планировал города, или восхищаться ею. Во всяком случае, от того города, какой мы видим сейчас, мало что осталось бы. Сделанное, например, в 1930 г. предложение Ле Корбюзье заменить радиальную кольцевую систему прямоугольной транспортной сетью ничего другого и не означало. План Ладовского переместить административный центр на эллиптическую периферию, а весь город расчленить вокруг центральной оси, открытой в одну сторону, на жилую, промышленную и зеленую зоны, сводился к тому же. При этом названные концепции были, пожалуй, самыми умеренными из тех, что выдвигались на обсуждение с 1922 по 1929 г. Тогда ведь говорили и о «космических городах» (К Малевич), и о «летающем городе» (Г. Крутиков).
В спорах о новом социалистическом городе речь шла не только о деталях, но и о статусе города вообще, ведь этот статус находился под обстрелом с двух сторон со времен появления идеи города-сада Эбенезера Говарда и тезиса Маркса о ликвидации различия между городом и деревней. При всех радикальных решениях историческое ядро города было бы лишено своих функций и стало музеем в чистом виде, омываемым новой жизнью, но бо-
|
|
| |
|
|
|
|
 |
|

 






|