













|
|
|
|
|
|
Карл Шлёгель
Постигая Москву
стр. 79
80 Постигая Москву
завоевателя и диктатора, и казалось, что с восшествием на престол просвещенного царя Александра I наступило новое время. Эпоха возникновения нового национального чувства собственного достоинства — Россия оказалась в роли спасителя Европы от чудовища, предавшего идеалы Французской революции, — романтического космополитизма и внутреннего брожения требовала выражения. Идея эпохи, начало которой представлялось полным надежд, должна была запечатлеться в камне. Царь Александр I повелел начать конкурс по созданию обетной церкви, и Александр Лаврентьевич Витберг был, вероятно, архитектором, ближе всех подошедшим к реализации этой идеи. В качестве места для храма Витберг предусмотрел высшую точку Москвы — Воробьевы, ныне Ленинские, горы. Храмовый комплекс в виде трех построенных друг над другом церквей должен был символизировать объединение трех тем — тела, духа и души. Мы хорошо информированы о проекте и архитекторе Витберге благодаря мемуарам А. И. Герцена, который познакомился с Витбергом позже, в вятской ссылке. Вот что писал Герцен: «Можно ли было бы найти лучше место для храма в память 1812 года, как дальнейшую точку, до которой достигнул неприятель?
Но это еще мало, надобно было самую гору превратить в нижнюю часть храма, поле до реки обнять колоннадой и на этой базе, построенной с трех сторон самой природой, поставить второй и третий храм, представлявшие удивительное единство. Храм Витберга, как главный догмат христианства, тройственен и неразделен. Нижний храм, высеченный в горе, имел форму параллелограмма, гроба, тела.
На этом гробе, на этом кладбище разбрасывался во все стороны равноконечный греческий крест второго храма — храма распростертых рук, жизни, страданий, труда.
Над ним, венчая его, оканчивая и заключая, был третий храм в виде ротонды. Этот храм, ярко освещенный, был храм духа» (А. Герцен «Былое и думы»).
Из проекта Витберга, однако, ничего не вышло, тонко чувствующий художник был смещен в результате придворных интриг и принужден уехать в ссылку. Падение архитектора и тем самым отмена его проекта сигнализировали, между прочим, и о смене политического курса, произошедшей между периодами правления Александра I и Николая I, — внутри страны было подавлено восстание декабристов, на международной арене Россия, как часть системы Меттерниха, начала играть, по словам Маркса, роль «бастиона европейско-феодальной реакции».
Когда в 1839 г. при Николае I началось строительство собора, на нем уже лежал отпечаток нового правления. Романтику сменил ампир, дух космополитизма уступил ветру национального своеобразия, место Витберга за
|
|
| |
|
|
|
|
 |
|

 






|