Поставить закладку  |  Сделать стартовой
НАШЕ ВРЕМЯ - Еженедельная общественная газета
 
Первая еженедельная аналитическая газета    
Главная  |  Редакция  |  Реклама  |  Архив  |  Опросы  |  Карта сайта
ТЕМА НОМЕРА

СТАБИЛЬНОСТЬ

НОВОСТИ-1

ПРАЗДНИК

СКАНДАЛ

ЗДОРОВЬЕ НАЦИИ

БЕЗОПАСНОСТЬ

СОЦИУМ

ЧТО БУДЕТ

БРАТЬЯ НАШИ МЕНЬШИЕ

НОВИНКИ КИНО

БИБЛИОТЕКА

НА ПРАВАХ РЕКЛАМЫ

АРХИВЫ НАШЕГО ВРЕМЕНИ. ГОД 2006

НАШЕ ВРЕМЯ по авторам:
поиск по сайту:

GAZETANV

  Весь архив номеров
НАШЕ ВРЕМЯ в интернете:
RSS трансляции
http://www.gazetanv.ru/rss.xml


 
 
Карл Шлёгель
Постигая Москву
стр. 82

Тень воображаемой башни    83

Архитекторам было поручено вернуться за кремлевские стены. На протяжении двух лет, с 1959 по 1961 г., там параллельно северной стене возник Дворец съездов, строение из бетона, стали и стекла, которое скрывало свои необычные размеры за вполне заурядным фасадом. Но внутри старой царской крепости все же сохранялись пропорции, и половина объема строительных работ была перенесена под землю. Каждый советский человек знает этот дворец, так как оттуда на всю страну транслируются съезды партии и сессии Верховного Совета; знает его и едва ли не любой турист, приезжающий в Москву, поскольку чаще всего может познакомиться с «Лебединым озером» или «Иваном Грозным» именно там, а не в Большом театре, билеты в который всегда раскуплены.

И тут след стирается. Ничто не напоминает о предшествовавшем ему великом драматическом движении — об утопическом и все же плодотворном проекте Татлина, о ставшем безмерным жестоком монументе, который должен был быть возведен посреди города. Правит бал «нормальность», даже если она только прикрывает затруднительное положение.

Но вправду ли нет следа? Как могло здание, с которым почти тридцать лет судорожно старались идентифицировать себя, не оставить следы, глубоко запечатлевшиеся на лице города? Вопрос этот не риторического свойства. Такой след есть, и гораздо более прочный, чем плавательный бассейн на месте котлована, куда более импозантный, чем Дворец съездов на территории Кремля. Но, чтобы вообще иметь возможность уловить его взглядом, наблюдателю надо отойти на некоторое расстояние. Чтобы оценить тень, отбрасываемую огромным зданием, надо выйти из тени. Оглушающее воздействие больших зданий теряет силу только по мере отдаления от них. Гоголь говорил и об этом: «Дайте человеку большое расстояние — и он уже будет глядеть выше, гордо на находящиеся перед ним предметы». А в Москве подходящая точка есть — смотровая площадка на Ленинских горах, высоко над Москвой-рекой. Как подтвердит каждый, кто там был, панорама «волшебная». И действительно: вдалеке сверкают купола кремлевских церквей, непосредственно перед наблюдателем, на другом берегу реки, растянулся огромный овал стадиона им. Ленина. Повернувшись на 180°, он увидит за своей спиной удивительно импозантное здание Московского государственного университета высотой 260 метров на самой высокой точке Ленинских гор. Не совсем несведущий зритель этой панорамы чувствует, что должен находиться на некой таинственной линии пересечения. Он пытается сориентироваться. Его взгляд удерживают, управляя им, семь высотных зданий, вздымающихся из моря московских домов, звездообразно расположенных на границе центра и вошедших в историю архитектуры как великолепные образчики «пряничного» стиля. Их должно связывать что-то более сильное, нежели просто стилистическое родство. Так оно


Новости
   




ГОЛОСОВАНИЕ
Кто главнее?
Путин
Вот этого-то я и не могу понять...
Ответ - в Конституции
Медведев
посмотреть результаты












Издательский дом "Наше время" © Издательский дом "Наше время"
Все права защищены
(495) 951-39-05
Правовая информация об ограничениях
sitemap | Обмен ссылками | Статьи | Интересные проекты
   Раскрутка сайтовПоддержка: prlab.net