













|
|
|
|
|
|
Карл Шлёгель
Постигая Москву
стр. 86
ВДНХ 87
 |
Территория ВДНХ.
Снимок начала 1950-х гг. |
Еще не журчат фонтаны, не заняты скамейки. Озадачивает не только скопление различных стилей, но и их сочетание, пересечение внутри одного здания. Московский классицизм в белых колоннах, лестницы, похожие на те, что ведут к Пергамскому алтарю, маленький узбекский храм для источника, деревянный дом, как в Северной России, и красноватый кавказский гранит, глазированный кирпич из Самарканда и железобетонные конструкции, орнаменты, словно на ковре времен Шелкового пути, балюстрады с колоннами, элегантные купола из эпохи стеклянных дворцов, но с триумфальными арками входных ворот, золотая мозаика из равеннской апсиды, но не с двенадцатью апостолами, а опять с рабочим и крестьянином, с работницей и крестьянкой.
Сегодняшний посетитель, наверное, бывает больше обескуражен, нежели тот, кто приходил на выставку в 1939 г. Идея представить каждую республику в особом, присущем ей стиле сейчас, по меньшей мере, выхолощена, обесценена. Сегодня павильоны разделены на «Сельское хозяйство», «Промышленность», «Науку и культуру», а между ними — магазины, рестораны, кафе. Разумеется, первоначальная концепция сопротивляется изменению своей функции. Можно ли понять, почему в здании с коврами из Бухары и Самарканда размещено отделение именно для «Советской культуры»?
Впрочем, уже и тогда все это изображало не столько традиции республик и национальной архитектуры, сколько то, что понимали под ними ар-
|
|
| |
|
|
|
|
 |
|

 






|