













|
|
|
|
|
|
Карл Шлёгель
Постигая Москву
стр. 178
Консерватория 179
Объединением пролетарских музыкантов, а Консерваторию переименовали в Музыкальную школу им. Феликса Кона. Только после роспуска пролетарской музыкальной организации в 1932 г. классики вернулись на свое законное место.
Было бы чудом, если бы Консерваторию не затронули бури времени, хотя чувствовались они здесь слабее, нежели в других сферах, например в театре. В аудиториях даже в 1922 г. висели иконы.
Впрочем, само основание Консерватории совершалось как акт нового общественного и национального самосознания. Еще в 1861 г. Рубинштейн указывал на необходимость самостоятельного музыкального образования. Чайковский и Римский-Корсаков никогда не делали тайны из своей симпатии к более яркому национальному колориту в музыкальной жизни Москвы. И когда в 1905 г. Москва оказалась ввергнутой в первую революцию, Консерватория не осталась в стороне. В марте 1905 г. ее студенты 208 голосами против 117 решили объявить забастовку солидарности с Римским-Корсаковым, уволенным в Петербурге. Консерватория была закрыта. Критика авторитарного стиля руководства и методов обучения, оставшихся неизменными со времен Рубинштейна, раздавалась во всеуслышание, а во время баррикадных боев Консерватория даже ненадолго превратилась в лазарет. С места боев на находившейся неподалеку Малой Бронной похищалось оружие, которое прятали в одной из труб большого консерваторского органа.
Консерватория и до революции никогда не была аристократически окостенелым заведением; еще до 1917 г. в ней наблюдалось стремление сочетать солидность с как можно более активной общественной жизнью.
О непоколебимости и твердости, совсем не обязательно означающих оторванность от жизни, говорит то обстоятельство, что как раз на гребне революционной волны, 25 ноября 1917 г., три профессора консерватории — Орлов (фортепиано), Дулов (скрипка) и Сабанеев (орган) — собрались в Малом зале, чтобы дать концерт из произведений Иоганна-Себастьяна Баха.
«Советизация консерватории», как выразился советский музыковед Ю. Келдыш, говоря об эпохе после 1917 г., в действительности явление более противоречивое и интересное, чем позволяет предположить не слишком красивый термин. Здесь была своя пора свободного эксперимента, радикальных боевых вызовов с четко распределенными ролями. Консерватория открывает свои двери: в 1918 г. устраиваются бесплатные публичные образовательные концерты, преимущественно для детей рабочих, крестьян и солдат; в 1927 г. профессора и студенты организуют «Воскресную консерваторию для рабочих» или играют в рабочих клубах и на фабриках. «Буржуазных специалистов», например Мясковского, Глиэра и Гнесина, на время освобождают от должности. На виртуозов и руководимый ими учебный процесс нападают, олицетворение «буржуазного авторитаризма» — дирижера — ниспроверга
|
|
| |
|
|
|
|
 |
|

 






|