













|
|
|
|
|
|
Карл Шлёгель
Постигая Москву
стр. 226
ЗАМОСКВОРЕЧЬЕ
В Москве, где планомерное как будто преобладает над исторически сложившимся, приезжий, не ожидающий обнаружить квартал в старинном смысле этого слова, преисполняется неподдельного воодушевления, оказавшись именно в таком квартале. У него перед глазами словно встают зимние и весенние сцены с картин Василия Поленова и Михаила Ларионова, с их ясным светом и яркими красками, разворачивается Москва прежних времен, и кажется — вот-вот вывернет из-за угла конный экипаж.
На подобный квартал я и наткнулся сегодня по пути от Октябрьской площади к Третьяковской галерее. Дорога все время меняется из-за новых видов и непривычных перспектив. В путанице улиц не всегда можно толком разобраться даже с помощью самого подробного плана города, поэтому лучше сразу же положиться на собственные глаза. Переулки с домами, на которые еще не падал взгляд реставратора: по стенам ползет вверх сырость, три этажа, обычный камень без особой отделки. Краски как на картинах Ларионова — резкие, вулканические. Темный кирпично-красный цвет, белоснежные полосы орнаментов, темно-зеленые ели и пихты, и все это — на фоне заснеженных улиц и темной очереди перед входом в Третьяковскую галерею. Вероятно, когда-то галерея достигала высоты окружавших ее домов. Сегодня всё обстоит иначе. С обеих сторон здания работы Васнецова построены многоэтажки, немного напоминающие еще оставшиеся в западногерманских городах бетонные бункеры военного времени. Между ними сегодня притулилась галерея. Почему эти дома построены в таком месте? В доказательство, что можно подняться выше, чем сумел Третьяков?
Еще одним открытием стали многочисленные церкви, многие из которых не используются более как дома Божьи. Зайдя в одну, я увидел, что она служит складом какой-то экспортной фирме. Над дверями еще сохранились надписи на церковнославянском языке. За конторкой у входа сидела привратница, будто собираясь взять с посетителей деньги за свечи, которые ставят верующие. Дальше в глубине, в собственно церковном помещении, виднелись штабеля. Заметно было, что и здесь передумали и собираются восстанавливать здание. Так происходит уже с большинством церквей квартала. Всегда начинают снаружи, с золочения куполов,'обновления фасадов — будь то церковь Всех Скорбящих Радости или церковь Воскре-
|
|
| |
|
|
|
|
 |
|

 






|