













|
|
|
|
|
|
Карл Шлёгель
Постигая Москву
стр. 235
МЕТРО
Первым линиям Московского метро почти полвека, и тем не менее это все еще транспортное средство, определяющее темпы будущего. Следы износа практически не видны: подземные залы, роскошь виадуков и переходов, стены из желтого мрамора и красного гранита с белыми прожилками, тяжелые, регулярно развешенные бронзовые люстры всё те же. Скульптуры спортсмена и спортсменки, матери и представителя трудовой интеллигенции, инструментальщика и бригадира комсомольской бригады стоят в напряженных позах более сорока лет. Пышность, напоминающая о прошлом, заставляет забыть, что инженерные решения метростроевцев и архитекторов актуальны по сей день и будут актуальны в ближайшие десятилетия.
Каким спокойным, каким прозаичным начинает казаться приезжему берлинское метро, когда он оказывается в московском в часы пик: например, в семь-восемь часов утра в пригородах, на станциях пересадок в полдень, а затем вечером после работы или в конце недели, когда пол-Москвы направляется на вокзалы. Платформы между могучими пилонами почти всегда черным-черны от людей, поезда, хотя по длине они не уступают пригородным электричкам, а в часы пик следуют друг за другом с полуминутными интервалами, едва ли в состоянии хоть на несколько мгновений освободить перроны от массы ожидающих. Едва поезд ушел, помещение сразу же наполняется заново. Движением людей рационально управляют хорошо видные указатели. Они отводят его в русла, не допускающие встречного движения, в туннели, залитые белым светом, которому не мешает реклама.
Столпотворение и беспорядок царят там, где людские потоки еще не разделились, а колеблющиеся, пытающиеся сориентироваться пассажиры мешают тем, кто знает дорогу и целенаправленно спешит на переход. Людской поток создает сильный напор там, где дороги и русла сужаются, на подходах к эскалаторам, в нижних и верхних концах которых в алюминиевых будочках сидят дежурные в форме и при необходимости регулируют движение эскалатора вверх или вниз, в зависимости от силы и густоты людского потока в том или ином направлении. Когда пассажиры скапливаются на эскалаторах, наступает час сильного. Тот, кто сильнее, не только быстрее попадает на эскалатор, но и ускоряет темп движения массы. Физическое давление более быстрых на более медленных создает своеобразное течение, которое способно
|
|
| |
|
|
|
|
 |
|

 






|