Поставить закладку  |  Сделать стартовой
НАШЕ ВРЕМЯ - Еженедельная общественная газета
 
Первая еженедельная аналитическая газета    
Главная  |  Редакция  |  Реклама  |  Архив  |  Опросы  |  Карта сайта
ТЕМА НОМЕРА

СТАБИЛЬНОСТЬ

НОВОСТИ-1

ПРАЗДНИК

СКАНДАЛ

ЗДОРОВЬЕ НАЦИИ

БЕЗОПАСНОСТЬ

СОЦИУМ

ЧТО БУДЕТ

БРАТЬЯ НАШИ МЕНЬШИЕ

НОВИНКИ КИНО

БИБЛИОТЕКА

НА ПРАВАХ РЕКЛАМЫ

АРХИВЫ НАШЕГО ВРЕМЕНИ. ГОД 2006

НАШЕ ВРЕМЯ по авторам:
поиск по сайту:

GAZETANV

  Весь архив номеров
НАШЕ ВРЕМЯ в интернете:
RSS трансляции
http://www.gazetanv.ru/rss.xml


 
 
Карл Шлёгель
Постигая Москву
стр. 264

След Вальтера Беньямина    265

Дневниковые записи с 9 декабря 1926 г. по 1 февраля 1927 г. позволяют выявить сеть маршрутов Беньямина. Основные опорные и исходные точки легко устанавливаются. Это так называемый институт Каменевой, т. е. Всесоюзное общество культурных связей с зарубежными странами (ВОКС), которое согласно путеводителю, изданному этим учреждением в 1925 г., располагало двумя отделениями — во 2-м Доме Советов, т. е. в гостинице «Метрополь», и еще одним в Народном комиссариате иностранных дел (Кузнецкий мост, 5/15, 5-й подъезд, квартира 60). Судя по маршрутам прогулок Беньямина, он разыскал второе отделение в Наркоминделе, на углу Кузнецкого моста и ул. Дзержинского1 — наискосок от Лубянки (во внутреннем дворе здания можно увидеть статую убитого белогвардейцами большевистского дипломата Воровского).

Вторая константа в топографии дневника — гостиницы, где жил Беньямин: «Тироль» на Садовой-Триумфальной, временами «Ливерпуль» (ныне «Урал»), в котором останавливались также Киш и Толлер. Между этими пристанищами в качестве мест отдохновения для странствующего по городу вновь и вновь возникают рестораны и кафе, например ресторан гостиницы «Савой» (сейчас «Берлин»2) на углу Пушечной и улицы Жданова3, в тени универмага «Детский мир», или французское кафе в Столешниковом переулке (выяснить, какое из нынешних кафе в этом переулке могло быть французским, не удалось). Для Беньямина, который, по словам Лацис, обедал крайне нерегулярно, да и то по большей части шоколадом, кафе и кондитерские, во всяком случае, играли значительную роль. Он не обходил стороной и кафе в «Праге» и «Люксе». Третьей точкой опоры, а то и притяжения, в городе был для Беньямина санаторий, в котором лечилась Лацис и происходили страстно ожидаемые, но чаще всего неудачные свидания с ней. Речь идет о санатории Ротта в одном из переулков Тверской — нынешней улицы Горького.

Из этого «треугольника» он открывал для себя город — пешком, на извозчике, на санях, иногда и в автомобиле. В перерывах — обременительные походы в Госбанк на Неглинной или бюро путешествий на Петровке для обмена валюты. И, конечно, обсуждения его статьи о Гёте для Большой советской энциклопедии, которую самодовольно комментировал Радек, а Луначарский оценивал как «непригодную», но «талантливую». Вырисовывающаяся в дневнике карта беньяминовской Москвы свидетельствует, что автору не доставляло большого удовольствия осматривать обязательные достопримечательности, и соответствует его собственным склонностям. Это книжные магазины на Кузнецком мосту и, конечно же, театры и вновь театры.




1

   В 1991 г. возвращено историческое название — Большая Лубянка. — Прим. пер.

2

   Гостиница носила это название в 1958—1989 гг. — Прим. пер.

3

   В 1988 г. возвращено историческое название — Рождественка. — Прим. пер.

Новости
   




ГОЛОСОВАНИЕ
Кто главнее?
Путин
Вот этого-то я и не могу понять...
Ответ - в Конституции
Медведев
посмотреть результаты












Издательский дом "Наше время" © Издательский дом "Наше время"
Все права защищены
(495) 951-39-05
Правовая информация об ограничениях
sitemap | Обмен ссылками | Статьи | Интересные проекты
   Раскрутка сайтовПоддержка: prlab.net