













|
|
|
|
|
|
К. Г. Сокол
Монументы империи
стр. 7
стране, какой была допетровская Русь, первопричиной всех событий считалась воля господа. Поэтому и памятники возводились во славу божию. Это были церкви, часовни, кресты. Большинство русских храмов было посвящено тем или иным событиям, то есть являлось памятниками. Так, знаменитый московский храм Василия Блаженного возведен в память взятия Казани, а стоящий рядом Казанский собор посвящен освобождению Москвы от поляков в 1612 году. Часовнями и крестами обычно отмечались места примечательных событий и могилы.
Традиция возводить памятные церкви и часовни не прервалась и после петровских реформ. Известный храм Христа Спасителя в Москве являлся памятником Отечественной войны, Спас-на-Крови в Петербурге был памятником Александру II. Только в память избавления Александра III от опасности при крушении поезда в Борках в стране было воздвигнуто несколько сотен храмов и часовен. Однако традиционные русские церковные памятники являются отдельной темой и здесь не рассматриваются.
Попытки ввести европейские памятники в России
Петр I разрушил изоляцию России и начал перестраивать жизнь страны на европейский манер. Кроме прочих западных нововведений император хотел привнести в свое государство и памятники. Восславить в камне и бронзе Петр хотел прежде всего самого себя и свое царствование. Особенно остро этот вопрос встал после Полтавской победы. Спустя всего неделю, указом от 7 июля 1709 года, царь повелел соорудить на поле боя каменную пирамиду, увенчанную своей бронзовой конной статуей. Однако представленные проекты не устроили его и грандиозный план осуществлен не был. Несколько вариантов памятника Петру разрабатывал скульптор Б. К. Растрелли, приехавший в Россию в 1716 году. Среди них были триумфальный столп, увенчанный фигурой Петра, пешая и конная статуи императора. Но и эти проекты при жизни царя не были осуществлены.
Правда, в царствование Петра был создан ряд скульптурных портретов самого императора и его сподвижников. Но эти работы украсили залы дворцов, а не улицы и площади, и считаться памятниками не могут. Также в эти годы в России появилась парковая скульптура. Летний сад Петербурга украсили мраморные изображения античных богов и героев. Одна из скульптур — аллегория «Мир и изобилие» — посвящена победе над Швецией. Этому же был посвящен знаменитый петергофский фонтан «Самсон». Правда, эти скульптурные группы нельзя считать памятниками из-за их аллегоричности, отсутствия постаментов и пояснительных надписей.
Итак, Петр в своей неутомимой деятельности вплотную приблизился к созданию российских памятников, но так и не создал ни одного. Силы и энергия царя ушли на более важные для государства дела.
|
|
| |
|
|
|
|
 |
|

 






|