













|
|
|
|
|
|
К. Г. Сокол
Монументы империи
стр. 8
Растрелли, с 1722 трудившийся над конной статуей Петра для памятника императору, к 1744 году завершил ее в гипсе. Еще через три года статуя была отлита в бронзе. Но и ей не суждено было стать первым русским памятником — полвека она, забытая всеми, пылилась в литейном сарае. Только в 1800 году Павел I установил эту статую на пьедестал перед Михайловским замком.
Период 1 762— 1 825 годов
В июне 1762 года на престол вступила Екатерина II. Уже на следующий день Сенат решил заняться установкой памятника новой императрице и поручил Академии наук составить его проект. Свои варианты представили академики Штелин и Ломоносов. Однако, когда осенью 1763 об этих планах узнала сама Екатерина, она запретила ставить монумент себе и повелела соорудить памятник Петру I. Специально для этого был приглашен французский скульптор Фальконе, создавший знаменитого «Медного всадника», открытого в 1782 году.
Еще только начиналась работа над памятником Петру, как разразилась турецкая война, прославившая русское оружие. Екатерина распоряжается украсить свою резиденцию, Царское Село, обелисками и колоннами в честь новых героев — Румянцева, Орлова, Долгорукова. В 1771 году там появляется Морейская колонна, в 1772 — Румянцевский обелиск, в 1777 — Крымская, а в 1778 — Чесменская колонны.
Почему же памятники, так и не появившиеся в России при Петре и Елизавете, начинают массово ставиться при Екатерине? Причина этого кроется в самой эпохе. В 1760-х годах в Россию проникает и становится доминирующим классицизм — художественный стиль, признающий высшим достижением человечества античное искусство, во всем равняющийся на греческие и римские образцы. Ну как тут было не вспомнить об античных статуях, обелисках, колоннах и триумфальных арках. Начинание императрицы подхватывают ее подданные, украшающие памятниками свои усадьбы. Сама Екатерина подталкивает их к этому, преподнося дворянам в качестве награды мраморные монолиты.
Характерные особенности монументов екатерининской эпохи сохранились без изменений до 1825 года. Памятников ставится достаточно мало, основная их часть сосредоточена в дворянских усадьбах близ Петербурга и Москвы. Особенно богаты монументами императорские резиденции — Царское Село и Павловск. В городах памятников мало — в Петербурге к 1825 году их имеется всего четыре, в Полтаве и Москве — по два, один в Киеве. Подавляющая масса памятников — архитектурные, главным образом, обелиски. Их проектируют архитекторы Ринальди, Камерон, Тома-де-Томон, Воронихин. Скульптурных монументов в это время создается мало. Все они выдержаны в классическом стиле — позы героев торжественны, одеты они в античные тоги или доспехи. Лучшие скульпторы этой эпохи — Фальконе, Мартос, Рашетт, Козловский. Памятники
|
|
| |
|
|
|
|
 |
|

 






|