«Давайте восклицать, друг другом восхищаться…»
В Русской православной церкви заговорили о реальности благопристойных ночных заведений.
"Это концепция клуба для людей, которым интересно читать, говорить, думать, общаться", - заявил глава синодального Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин в одном из телеинтервью.
Что и говорить, здоровая точка зрения и совершенно современная. Ведь там, как говорит священник, «можно было бы в два, три, четыре, пять ночи - иметь возможность для серьезного общения, чтения, неспешного разговора, для того, чтобы выпить чаю".
"На самом деле ночной клуб - это не обязательно место, где царствуют разврат, пьянство и наркомания", - отметил священник. Как не согласиться и не вспомнить, что практически любой полуинтеллигентный человек так или иначе сталкивался в своей жизни с ночными посиделками и разговорами до утра. В клубе авторской песни ли, поэзии или просто у ночного костра под пение райских птиц либо в других ситуациях, требующих цивилизованного общения.
Темы, которые там поднимались, были вполне духовны и благопристойны. И то, о чем говорит протоиерей Всеволод Чаплин, было пережито в течении нескольких десятилетий целым поколением творческой молодежи и не молодежи. И не обязательно творческой. Для этих людей внешняя атрибутика была отнюдь не главной. Даже в какой-то мере чуждой. Конечно, нельзя сравнивать все и вся. Но, поверьте, когда священник говорит о том, что многие молодые люди ночью не спят, и "надо на них ориентировать какие-то места в городе, где можно было бы в это же время - в два, три, четыре, пять ночи - иметь возможность для серьезного общения, чтения, неспешного разговора, для того, чтобы выпить чаю", тысячи поживших людей поймут меня и напрямую проведут аналогию с теми же песенными КСП «эпохи застоя».
Более того, по мнению отца Всеволода, в таких заведениях можно было бы ограничить торговлю алкоголем, в частности, исключить крепкие спиртные напитки. А это уж совсем круто. То есть, и притворяться не надо, что поститься придется ради приличия.
"Поверьте мне, в такие места люди ходят и будут ходить, поэтому, когда говорят, что любой ночной клуб - это обязательно либо бордель, либо наркопритон, либо место для скопища алкоголиков, это испорченный взгляд", - считает представитель Русской церкви.
«Господи, мой Боже, зеленоглазый мой, Пока земля еще вертится, и это ей странно самой», хочется верить в откровенные слова религиозного деятеля.
Целое поколение перестройка оставила без присмотра. Комсомол основательно почил в бозе. Адекватной альтернативы не нашлось. Что делать? Институт семьи не настолько могущественен сегодня. Деятели культуры старой закваски постарели и устали. И, порой, чтобы их понять, необходимо
бюро переводов метро - слишком на разных языках говорим мы нынче. И вот произносит слово священник. Почему? Наверняка он знает, что «развратная среда» – это далеко не все, что есть у людей. И поэтому приличные, как говориться, мальчики и девочки предпочитают дом, относительную уединенность, виртуальное общение в интернете в конце концов.
Есть в этом обратная сторона медали. Уединенность не может быть вечной. А одиночество – панацеей от всего. Сегодня человеческая разрозненность, особенно среди молодежи, очень тревожит социологов. Опросы свидетельствуют, что масса только начинающих жить, чувствуют свою потерянность, ненужность. Легче всего окунуться в «развратную» дискотеку, «уколоться и забыться». Хотя часто это заблуждение насаждает само общество – жестокое, бездушное, циничное.
Но одно дело высказать мысль святому отцу, иное – воплотить в жизнь, утвердить в сознании – это мое, мне сюда хочется приходить и чувствовать себя не ущербно. Вот только приходить некуда. Кому-то, правда, остались грязные подвалы, которые отнюдь не настраивают на высокий стиль. И я бы рискнул обратиться к отцу Всеволоду и тем, кто готов эти мысли попробовать развить – а не найдется ли для тех, к кому обращены ваши слова, приюта в храме? Ну, не в самом, конечно храме, но в каких-то постройках, принадлежащих Церкви. Помните, в советское время, рассказывая о том, что американские священники в храмы завлекали молодняк рок-н-роллом?
За высокую поэзию, звучащую откровенно, церкви стыдно не будет. И уважаемый отец Всеволод Чаплин затронул, по сути, важнейшую тему – тему спасения души. Только не в традиционном понимании смирения, не в разглагольствовании о суетности мира, а пытаясь разобраться в реалиях. В храмах не раз звучало мирское пение. И тот, кто это слышал, не забудет никогда.
…Тьма густеет, сахарится, как варенье, налипает на ладони мокрых листьев. Будто день всего прошел от сотворенья, а Господь не одичал от горьких истин…
Очень важно, чтобы хозяин у такого Дома был порядочным и мудрым человеком. Да где ж их взять? А, может быть, они есть, и их время приходит?..
26.04.2011