В поиске симметричного ответа
Громкий международный резонанс возымело заявление президента РФ Медведева, сделанное 19 мая этого года по поводу развертывания противоракетной обороны НАТО. Без обиняков, в сути данной позиции чувствуется обеспокоенность поддержания дальнейшей инициативы альянса на восток, так или иначе, несущей конкретную угрозу тем, кто оказывается на его пути. Развивайся события таким же образом дальше, чего доброго, Россия и впрямь решит выйти из договора об ограничении стратегических наступательных вооружений /СНВ/. И тогда новые геополитические расклады перепутают установившиеся было пасьянсы. Кому это выгодно? Кто стремится к дестабилизации нынешнего мирового порядка?
Глобальная европейская ПРО, разворачиваемая США, вынуждает российского лидера говорить об ответных мерах или же требовать предъявления весомых гарантий по ненаправленности потенциалов ПРО США в Европе против РФ.
Шагом, который подвел стороны к пограничному (в прямом и переносном значении этого слова) противостоянию, явилось заявление 3 мая в Бухаресте о договоренности между США и Румынией по определению места размещения базы американских ракет-перехватчиков. Выбор пал на бывшую базу ВВС Румынии Девеселу. Итак, констатируем очередное продвижение к реализации объявленного США 17 сентября 2009 года так называемого "поэтапного адаптивного подхода" к построению в Европе сегмента глобальной ПРО США. Вашингтон демонстрирует свою близорукость по поводу предупреждающих сигналов Кремля, в том числе – по дипломатическим каналам, и продолжает гнуть свою линию.
Россия выдерживает паузу и готова вести переговоры. Эксперты предполагают, что одним из ключевых элементов в диалоге Москвы и Вашингтона станет фактор нестратегического тактического ядерного оружия. И тональность этого диалога может иметь характер раздражителя с обеих сторон. Это не может не настораживать. В связи с чем и поднимается вопрос о целесообразности содержания ядерного оружия в пределах национальных границ, возможности предоставлять ежегодные данные об уничтожении ядерного оружия в двустороннем порядке и так далее.
Показательно мнение генерал-лейтенанта, начальника Международно-договорного управления – заместителя начальника Главного управления международного военного сотрудничества Министерства обороны, члена Экспертно-консультативного совета ПИР-Центра Евгения Бужинского о том, что нам приходится вести диалог не с НАТО, а с американцами. У альянса, по его мнению, просто напросто нет средств ПРО.
«По ПРО мы со США сотрудничаем уже давно. Всегда нас волновал вопрос гарантий направленности. И когда началась история с третьим позиционным районом в Польше, мы увидели, что технически стало возможно перехватывать наши ракеты, стартующие с европейской части. Гарантии ненаправленности – не просто слова, и нам этого недостаточно. Эти гарантии могут выражаться либо в неразмещении средств перехвата, либо в форме технических ограничений перехватчиков /по скорости и дальности/, либо в виде количественных ограничений этих систем. Предложение по секторальному ПРО было паллиативом, материальным выражением гарантий». Е. Бужинский резюмирует: если РФ берет на себя обязательства по защите сектора, то за нашей спиной перехватчиков быть не должно. Поэтому российская сторона все активнее поднимает идею юридически обязывающих гарантий. Хотя, по мнению экспертов, шансов достичь чего-то предметного - немного. Поэтому становится понятно, что российскому руководству как бы того не хотелось, а придется «ввязываться не то чтобы в очередной виток гонки вооружений, а в поиск симметричного ответа», – приходит к выводу эксперт.
Румыния опасается российских ракет?
Стоило Москве более жестко поставить вопрос, сообщения масс-медиа запестрели громкими заголовками, на предмет «Бэсеску ждет от Медведева гарантий, что ни одна российская ракета не упадет на Румынию».
С одной стороны власти Румынии "не склонны драматизировать" заявления президента России Дмитрия Медведева о том, что если найти общую с Вашингтоном модель сотрудничества по ПРО не удастся, то Россия будет "форсировать развитие ударного потенциала своих ядерных средств". И, по словам румынского главы государства Траяна Бэсеску, Бухарест готов с уважением отнестись к мнению тех, кто будет учитывать национальные интересы самой Румынии.
С другой стороны, одним из таких национальных интересов, он называет именно размещение на территории Румынии "американо-румынского" щита ПРО, который позже станет частью щита НАТО. Вот так, ни много, ни мало.
Бэсеску правда осознает, что "в нужный момент России должна быть дана уверенность в том, что военные элементы, которые разместят на румынской территории, не будут направлены против Российской Федерации". Говоря об упоминавшихся выше юридических гарантиях, которых требует Москва, румынский президент не преминул вставить и румынский интерес по поводу юридических гарантий.
Кстати, 9 мая Бэсеску, выступая по телевизору, заявил, что Румыния не намерена давать России какие-либо юридические гарантии ненаправленности размещенной на ее территории американской системы ПРО против сил ядерного сдерживания РФ. Естественно, такие речи без внимания оставлены не могли быть, что и произошло.
О чем говорили до и после заявления Медведева
Чтобы как-то прояснить ситуацию, уже на следующий день после высказывания Медведева, 20 мая заместитель начальника Генштаба - начальник главного оперативного управления генерал-лейтенант Андрей Третьяк во время научно-практической конференции по проблемам ПРО упорядочил ситуацию, пояснив, что Россия не планирует размещать свои средства ПРО за пределами национальной территории.
По словам генерала, первый и второй этапы создания ПРО, которые осуществятся до 2015 года, серьезной опасности для российских СЯС не представляют. Реальная же возможность поражения российских межконтинентальных баллистических ракет и баллистических ракет подводных лодок возникнет после 2015 г., когда американские противоракеты Стандарт-3 будут существенно модифицированы, а корабельная группировка ПРО доведена до 40 судов с около 400 перехватчиками. Следует учесть, что базирование ПРО в Польше находится в непосредственной близости от российской территории.
Нельзя не заметить обеспокоенности и в словах заместителя министра обороны РФ Анатолия Антонова, сказавшего, что никаких реальных предложений мы не видим: ни конструктивных, ни деструктивных. Порою месяцами мы согласовываем с нашими коллегами технические вопросы", - заявил он. Неужели необходимо проводить специальные
курсы менеджмента, чтобы стороны научились конструктивному диалогу?
При этом замглавы военного ведомства раскрывает глаза мировой общественности, указывая на то, что «партнеры по переговорам шаг за шагом реализуют собственные планы создания системы ЕвроПРО». В числе упоминавшихся за последнее время фактов фигурирует и американо-румынская договоренность о размещении в Румынии элементов системы ПРО. К тому же запущен новый спутник, который по своим характеристикам будет интегрирован в систему ПРО Европы. «Пока мы определяем формы сотрудничества, создание системы ПРО идет своим чередом», - констатировал А.Антонов.
А что американская сторона, отмалчивается? Оказывается нет. Заместитель госсекретаря США по контролю над вооружениями и международной безопасности Эллен Тошер прибыла в Москву для обсуждения, не много, ни мало – российско-американского сотрудничества в сфере ПРО.
Позицию американской стороны на высказывание президента России выпало комментировать пресс-секретарю М.Тонеру. "На протяжении многих лет мы последовательно и ясно заявляли, что наше сотрудничество в сфере противоракетной обороны ни в коей мере не направлено против России, и что, в действительности, мы хотим сотрудничать с Россией в сфере ПРО", - подчеркнул и.о. заместителя начальника пресс- службы госдепартамента.
В эти же дни, а именно –13 мая стала достоянием гласности позиция Россия касательно совместных учений с НАТО по проблематике ПРО. Проводить таковые "для галочки", без достижения конкретных результатов, в частности отработки архитектуры совместной системы – Россия не намерена, о чем заявил для прессы заместитель министра обороны РФ Анатолий Антонов. Хотя и уточнил, что "мы не против таких учений, они полезны и нужны, и у нас есть хороший опыт их проведения. Но возникает вопрос, каков будет результат этих учений".
Не лишне напомнить и слова Анатолия Антонова о позиции России, которая заключается в том чтобы определиться, «какие сегодня существуют ракетные вызовы и угрозы». «Давайте определимся насчет архитектуры и концепции системы ЕвроПРО, давайте проводить учения, чтобы отрабатывать на них архитектуру совместной системы ПРО. Проводить учения, чтобы потом сказать, что мы их провели, нам не нужно", - обратился замминистра обороны непосредственно к своим американским коллегам.
Он еще раз подтвердил позицию руководства страны, что в случае продолжения развертывания близ границ России военного потенциала НАТО, представляющего угрозу ее интересам, Москва будет вынуждена реагировать, принимать военно-технические меры. "Но это будет не наш выбор, мы хотим найти совместные ответы на угрозы и вызовы нашей безопасности", - предостерег А.Антонов.
Нужно также вспомнить, что 16 мая был осуществлен еще один упреждающий шаг со стороны Президент РФ Дмитрий Медведев, направившего главам государств-членов Совета Россия-НАТО /СРН/ послание с изложением позиции России по противоракетной обороне /ПРО/.
Согласно сообщению пресс-службы Кремля, "в них, в частности, подчеркивается, что лиссабонский саммит СРН 20 ноября 2010 года открыл возможности для выстраивания стратегического партнерства, основанного на принципах равноправия, неделимости безопасности, взаимного доверия, транспарентности и предсказуемости".
Таким образом, Д.Медведев подтвердил заявленную в Лиссабоне готовность России делать все от нее зависящее по поддержанию стратегической стабильности и безопасности, что безусловно предполагает формирование совместной ПРО в Европе. Т.е. на принципе паритетности. Только тогда, отмечается в послании, система европейской ПРО сможет стать по-настоящему эффективной и жизнеспособной.
В свете такого неспокойного диалога, возникшего в мае, президенты России Дмитрий Медведев и США Барак Обама обсудят ситуацию в области противоракетной обороны /ПРО/ на саммите "большой восьмерки" в конце мая в Довиле /Франция/. Об этом сообщил постпред президента РФ при НАТО Дмитрий Рогозин.
И видимо намеченная на конец мая – начало июня, встреча в Брюсселе российских представителей с американскими и натовскими специалистами по проблемам ПРО еще более прояснит ситуацию. «Основная задача участников этого форума - подготовить и насытить содержанием предстоящую в рамках Совета РФ-НАТО встречу министров обороны 8 июня в Брюсселе", - отрапортовал А.Антонов.
Безусловно, по результатам этих переговоров станет понятен дальнейший стиль нашего отношения к обострившейся проблеме, затрагивающей как отечественные интересы безопасности, так и отношение к России в более широком смысле слова, касающееся общего авторитета страны.
Фото: blogspot.com
27.05.2011