Комментировать ситуацию, которая возникает вокруг Личности известной, если не сказать – знаковой, находящейся в каком-то сверхгосударственном полете, творящей и создающей, бескомпромиссной и креативной, имеющей массу поклонников и большое количество коллег по цеху, мягко говоря, не разделяющих ее (Личности) методы администрирования в отечественном кинопространстве, вечно спешащей, вплоть до выскакивания на встречную полосу движения…
Так вот, комментировать ситуацию, возникшую вокруг такой Личности, невозможно не задавшись одним с ней темпоритмом. Или хотя бы представив себе таковой. Не углубляясь во вторые и третьи планы, не вспоминая то множество событий, обросшее слухами и различными точками зрения, а взять, да и посмотреть на последний конфликт Личности и части государственной системы.
Если мы невольно сгустили краски, то поправьте, ради бога.
Отголосок майского парада
Не каждый творец может позволить себе раскритиковать парад на Красной площади, посвященный Дню Победы. Но если это настоящий творец, а таковым Никита Сергеевич конечно же является, он может безукоризненно сыграть эту роль. Да, известный российский режиссер Никита Михалков – может! И не только это. А в данном случае – не просто раскритиковать, а поставить под сомнение силой своего авторитета саму идеологию миллион раз перепроверенного священнодейства.
…О военных парадах на Красной площади немало написано в стихах и прозе. Для советских людей это было целым спектаклем, воспевающим военную мощь Страны Советов. А в историю искусства прочно вошел глубочайший поэт Олег Чухонцев, явивший читателям выстраданный поэтический срез мыслей и чувств тяготящих целого поколения, как минимум…
…Над кремлёвской стеной сыпал снег слюдяной и кремнисто мерцал на брусчатке,
По булыжным торцам грохотали войска, репетируя скорый парад,
Тягачи на катках и орудья в чехлах проходили в походном порядке,
Я поодаль следил, как на траках катил многотонный стальной агрегат.
Он как ящер гремел и дрожала земля от его гусеничного хода.
И казалось, народ только часа и ждёт, чтобы чохом отправиться в ад.
…О спектакль даровой, чьей еще головой ты заплатишь за щедрость народа?)
Это было написано лет 25 назад и не забудется. Сейчас ХХІ век, и сверхцель сегодняшних военных парадов – не просто побряцать сталью и продемонстрировать это самое могущество, а хотя бы сделать попытку сохранить память о Великой Отечественной. Что и говорить, впереди – 22 июня 2011 года, олицетворяющее в себе очередную дату – 70 лет назад начали бомбить ту страну, из которой мы вышли, сегодняшние. Убивали, калечили, предавали, насиловали, грабили, унижали… Сталинская система перевела стрелки террора на подвернувшийся фашизм. Советскому строю такой ход мыслей вполне подходил. Что же и кого мы пытаемся не забывать и передавать эту память детям? Это отдельный разговор и не один.
А мы – о конфликте. Ну, действительно, неужели так резануло режиссерский глаз подмеченное, что начал строчить депешу…
Ведь все началось именно с письма, попавшего в распоряжение «Комсомолки». А может его специально подбросили? Или, может, началось и не с письма вовсе?
Ну, ладно, допустим, что с письма, в котором автор, Никита Сергеевич, просто ткнул носом руководство Министерства обороны РФ и Общественный совет военного ведомства, который он возглавлял до последнего времени, на ряд моментов из прошлогоднего и нынешнего парадов Победы в Великой Отечественной войне.
Ну, что делать, такая государственная натура. Другой бы фыркнул, а режиссер не увидев достойного соответствия торжества значению исторического события, это дело публично раскритиковал, назвав "парадом пушечного мяса". Мол, как вместо отечественных суворовцев и нахимовцев в прошлом году по Красной площади браво отмаршировали воинские подразделения стран НАТО! Действительно, странно. А с другой стороны…
Умеющие читать, да прочли рассуждения Михалкова о попытках убедить министерство, что такой расклад сил на параде демонстрирует слабость Российской Армии и, в частности, офицерства. Режиссер делает убийственное, хотя и не лишенное реалий, заключение на предмет того, что из военного обучения в нашей стране вообще исчезли понятия достоинства русского офицера и силы духа.
Почему только сейчас об этом сказал? Что, раньше лучше было? Или просто ни к чему было бурю поднимать? Что, не доводилось об этом слышать еще в 70-е годы прошлого века?
«Совесть, благородство и достоинство – вот оно святое наше воинство…»
Извините, окуджавская строчка как-то вырвалась сама собою. Она не совсем к месту. Михалков о другом говорит…
«Безликую массу в одинаковых робах, марширующую под легендарную военную музыку, можно было различить только с помощью диктора. А пять вертолетов продемонстрировали всю мощь отечественной авиации...» — цитирует «Комсомолка» фрагмент письма, в которой режиссер гневно иронизирует по поводу увиденного 9 мая этого года. Ну, если с такой точки зрения, то да. Хотя в братских республиках подобные мероприятия, если еще и проводятся, давно уже смахивают на лубочные променады потешных войск. Разве что нужно отдать должное любителям реконструкции боевой техники и вообще событий 41-45 годов. У них это происходит хотя бы искренне.
Вот и Михалков, только другими словами, охарактеризовал военный парад как элементарное шоу и якобы стал свидетелем «опасного разрыва между обществом и армией». «Не надо это все считать ерундой — из мелочей-то и складывается глобальная картина», — призывает к выводу автор крупных фильмов о войне.
Общественный совет давал право на проблесковый маячек…
Как мы упоминали, режиссер до последнего времени занимал пост председателя Общественного совета при Минобороны, и не исключено, что по собственной воле к этой должности добавит приставку «экс». Почему вдруг? Оказывается, именно этот статус предоставлял Михалкову право на спецавто с мигалкой, вызывавшей множество скандальной критики в интернете. Уважаемый режиссер даже получил в сети новую фамилию – Мигалков. Злые языки говорили, что даже
такси в аэропорт Никита Сергеевич заказывает только с мигалкой – персональное.
Никита Михалков, покинувший пост председателя Общественного совета при Минобороны, говорит, что, не имея проблескового маячка на машине, ему придется делать меньше дел, сократив повестку дня до минимума. А простой гражданин спросит: «Ну и что? Об этом нужно трезвонить?»
Кинорежиссер сообщил в интервью «Известиям», что теперь ему либо придется выезжать на дела раньше, либо искать объездные пути, как поступают другие автомобилисты. А ему опять: «Ну и что? Кому это интересно?»
Нужен ли был режиссеру такой резонанс, чтобы в СМИ предполагали, мол, причиной ухода стало желание ведомства лишить режиссера мигалки, которая давала ему право беспрепятственно передвигаться по дорогам.
Впрочем, сам режиссер заявил, что побудило к подобному поступку его ухудшение положения в военном образовании в стране, изъяны в армии, процветание либерального подхода к военной службе (послеобеденный сон, служба рядом с домом и прочие поблажки). Он как председатель совета не мог не комментировать подобное положение дел. Его не слушали? Во всяком случае, как он сам утверждает, не представлялось возможным влиять на Общественный совет.
А Парад Победы 9 мая 2011 г. стал как бы катализатором ухода. И понеслась душа в рай! (Извините, уж) Режиссер обрушился на Путина и Медведева за то, что Парад Победы 9 мая они встретили сидя в креслах, установленных рядом с Мавзолеем.
"Неправильно - не знаю, кто это посоветовал - ну неправильно, невозможно, чтобы верховный главнокомандующий, министр обороны принимали парад сидя. Даже немощное политбюро во главе с Брежневым, который через несколько дней умер, стоя принимало парад". И это заявление, как передают средства массовой информации, было встречено на открытии Всемирного русского народного собора аплодисментами и криками "Браво".
Опять же прозвучало, что "парад на Красной площади - это не шоу. Это демонстрация красоты понятия о том, что такое армия", - подчеркнул Михалков. "А армия в России, - добавил он, -это не только средство защиты или нападения, это образ жизни, образ мысли".
Все эти речи отполированы до блеска, что занозу не загнать. Но в то же время, вся эта патетика настораживает. Не смотря на трибунную искренность. Ну, настораживает и все.
Кстати, пресс-служба Кремля зашевелилась, объяснив, что еще пять лет назад гостям было позволено наблюдать за парадом сидя, так как среди них много ветеранов. И далее: "Это решение из года в год позволяет максимально большому числу ветеранов в этот великий день присутствовать на параде".
В ходе обмена мнениями точно написал "Московский комсомолец" о том, что "и в прошлый, и в позапрошлый, да и в предыдущие годы президент и другие руководители государства не все время стояли в ходе парада... И почему-то все эти годы это не вызывало вопросов". Действительно, в прошлом году юбилейный Парад Победы Медведев и Путин тоже встречали сидя.
Михалков на эту тему сказал достаточно, и возможно в ближайшее время появится фильм о том, как "из курсантов готовят не будущих офицеров, а универсальных менеджеров".
Или о том, что "Китай сумел противостоять миру только потому, что удержался на своей корневой системе». Возможно, тогда режиссер ответит на свой же риторический вопрос: «Когда мы будем решать судьбу мира или, по крайней мере, свою судьбу?"
Он заявил, что "надо что-то делать" (хорошо сказано), "по крайней мере ... дать возможность русскому офицеру чувство достоинства от того, что он идет по Красной площади в форме своих подразделений".
«Совесть, благородство и достоинство…»
Ах да, это мы уже цитировали.
Так кто какие правила нарушает?
Вот бы понимать, где люди говорят по совести, а где по должности. Неважно, режиссер ты, президент или Пресс-служба Кремля. Но как только начинаешь вникать, ввязываться, невольно превращаешься в спорщика, не проясняющего истину. И возникает большой вопрос. Если бы мигалка на автомобиле осталась, прозвучала бы критика парадов Победы?
Пока же имеем, что имеем – Департамент обеспечения безопасности дорожного движения МВД РФ начал проверку по факту езды по встречной полосе кинорежиссера Никиты Михалкова.
«Я занимаюсь вопросами безопасности дорожного движения всю жизнь. Есть проблемы. Есть гибнущие люди. Есть серьезные проблемы, — сказал в одном из комментариев начальник пресс-центра ДОБДД МВД России Владимир Шевченко. — Пусть он там выехал. Его надо наказывать — и все! Меня эти «мигалки» достали уже! Это тема социальной напряженности в обществе! Вопросы власти, привилегий и всего остального. Все водители должны быть одинаковы перед законом!»
Можно добавить – и перед Богом честны.
03.06.2011