Куда ты скачешь, конь козацькiй?
На днях автору этих строк довелось побывать на одном занимательном мероприятии, которое носило в общем-то серьезное название: «Презентация книги «Казачество. История вольной Руси». Книгу эту написал Шамбаров В.Е., к слову, писатель талантливый и плодовитый. Поэтому на презентацию новой книги я шел «с радостию, и да не смутишися».
Библиотечно-культурный центр в Северном Бутово, где проходила презентация, оказался заполненным множеством людей в самой различной, подчас крайне экзотической форме. Лядащий мужичонка в тулупе-зипуне а-ля царской армии с погонами штабс-капитана и с гитарой в чехле за спиной. Тщедушный юноша, явно не служивший в армии по причине физической немощи, но в камуфляжной форме спецназа, и почему-то с нашивкой «Россия – Военно-Морской флот» на рукаве. Пожилой мужчина в штатском пальто, но в косматой высокой папахе на голове с непонятной кокардой бело-черно-коричневого цвета. Несколько вроде бы генералов в странной форме – то ли царской армии, то ли белой гвардии, но с советскими генеральскими погонами на плечах. При этом у одного из них на погонах рядом с советскими вышитыми генеральскими звездами мирно соседствовала корона из желтой жести. А на груди этих «генералов» с обеих сторон были навешаны «ордена». Вроде бы царские, да не совсем. И не белогвардейские. Причем эти значки также мирно уживались с привычными советскими «иконостасами» орденских колодок.
Издатель почуял запах денег
«Генералы» оказались «казачьими». А на сцене у знамени «Отряда спецназначения имени Александра Невского» замер то ли царский, то ли казачий офицер (судя по бороде и стилизованным под старину фуражке, форме и погонам) в окружении двух молодых людей. По своему внешнему виду также явно «откосивший» от армии по «белому билету», как и «военно-морской спецназовец». И также с ног до головы укутанный в агрессивный камуфляж.
Но еще более занятными оказались выступления присутствовавших. Сам автор, рассказывая об истории создания книги, поведал, что у истоков ее был издатель, выпустивший книгу. Оказалось, в 2004 г. издательство выпустило сборник про Запорожское казачество, хорошо распроданный. Издатель, почуяв нюхом коммерсанта «запах денег» и зная, что сам Шамбаров состоит в казачьем движении, предложил создать книгу «про все казачество». Рассчитывая повторить коммерческий успех, поэксплуатировав эту тему. Так и родилась книга.
К вопросу о теме презентации
Но в речах выступавших казачьих генералов (один из которых оказался и вовсе генералом Академии безопасности) выпуск книги характеризовался как великая победа, эпохальное явление и героический вклад в дело развития всего казачьего движения. Вышедшая книга называлась ими самым обширным и детальным исследованием по истории всего казачества. Что, вообще-то, не так. Гораздо ранее уже выходили обширнейшие исследования «История казачества» И.Ф.Быкадорова, «История казаков» А.А.Гордеева в 4-х томах и «Казаки – особое сословие» Ст. Ауски. Это говорит, кстати, о том, что казачьи генералы об этих исследованиях и понятия не имели.
Более того, один из генералов, тот, который генерал Академии безопасности, вообще назвал в своей речи Шамбарова, родившегося через 11 лет после окончания войны, инвалидом Отечественной войны 1-й степени.
Вообще-то его книга представляет собой дайджестное изложение основных вех истории казачества России с древнейших времен и до сегодняшних дней. Период времени, на который замахнулся автор книги, слишком велик для однотомного исследования. В него вкрались и некоторые досадные ошибки. Читая отдельные главы буквально навскидку, вдруг узнаешь, что командир Русского Охранного Корпуса в Югославии во время 2-й Мировой войны Б.А. Штейфон – русский немец. Что не так – белогвардейский генерал Борис Александрович Штейфон – крещеный еврей, к немцам не имевший никакого отношения. Также русским немцем оказался и Гельмут фон Паннвиц – командир 15-го казачьего корпуса СС, последний Походный Атаман Всевеликого Войска Донского. Фон Паннвиц, уроженец имперской германской провинции Верхняя Силезия, никогда не был ни царским, ни белым офицером. Так же, как и русскоподданным.
Под стать генеральским аттестациям книги оказались и блага, излитые ими на автора книги. Один из казачьих генералов наградил его «Орденом Всевеликого Войска Донского «Платов», другой – еще более экзотической «Медалью «За ратную доблесть «Боевого Братства». Всех переплюнул генерал Академии безопасности. Важно и многозначительно бросив в зал, что на днях отправляется в Чечню в спецкомандировку, он поведал, что в конце месяца пригласит автора книги к себе в Академию. А также обещал порекомендовать Ученому Совету ввести в курс истории спецкурс «История казачества» с настоящей книгой в качестве учебного пособия. И напоследок, как шубу с барского плеча сбросил, сказал, что будет ходатайствовать о награждении автора «Орденом за службу Родине» 4-й степени.
Казаки пели осанну «Дню Советской армии»
В этом казачьем собрании поражало многое. Казаки, «вместо казачьего «любо», бурно аплодировали по советской привычке. А если и пытался на первых порах произносить кто-нибудь из них «любо» – выходило как-то жалко, нестройно. И явно натянуто, искусственно. Выступавший после казачьих генералов и генерала Академии безопасности казачий полковник быстро сбился с темы и стал вообще славословить другого присутствовавшего члена казачьего отряда спецназначения – «скульптора и живописца без обеих ног, на протезах». «Казаки» чуть ли не «осанну» пели празднику - не «Дню защитника отечества», а «Дню Советской Армии и Военно-Морского флота». Казаки, вырезанные советской властью руками Советской Армии чуть ли не под корень, и – прославляющие Советскую Армию?
Все это действо ярко показывает, что же на самом деле происходит сегодня в казачьем движении России. Мешанина из генеральских погон с советскими звездами и императорскими коронами. Сутулые и тщедушные, никогда не служившие в армии, и боящиеся ее больше всего на свете юноши в спецназовском камуфляже с непонятными нашивками. Слабеющие умом старики в штатских костюмах с папахами. Непонятного вида офицеры непонятно какой армии с гитарами в чехлах за спиной. Казаки-атеисты, и казаки-коммунисты. Генерал Академии безопасности, искренне считающий родившегося после войны человека «инвалидом Отечественной войны 1-й степени».
Куда ты скачешь, конь козацькiй?
|