В ЭТОТ ДЕНЬ МНОГО ЛЕТ НАЗАД. 7 мая 1941 года.
Близится начало весенних испытаний в средней школе. Это — этап, завершающий
учебный год, позволяющий
подвести итоги работы школьных коллективов,
педагогов, органов народного
образования.
Нельзя, конечно, предрешить, каковы
будут качественные показатели работы
школы в истекающем учебном
году, — это покажут весенние испытания.
Но, бесспорно, 1940-41 учебный
год принес некоторые успехи в
укреплении дисциплины школьников, в
Повышении качества обучения и воспитания,
в привитии трудовых навыков
и вкуса к систематической самостоятельной
работе учащихся вне
школы.
Передовая часть педагогов с огромным
энтузиазмом, кропотливо и упорно
работала над совершенствованием
методов преподавания, добиваясь глубины
и прочности знаний у школьников,
стараясь развить их кругозор,
прививать навыки к самостоятельной
работе над книгой, любовь к
труду.
Прошедшие в этом году совещания
по педагогическим наукам дали возможность
выявить наиболее уязвимые
места в подготовке педагогов — воспитателей
советских ребят. Это будет
способствовать дальнейшему улучшению
качества учебновоспитательной
работы в школе.
Пересмотр учебных планов и программ
средних школ Наркомпроса
РСФСР также будет способствовать
улучшению преподавания. Школьные
дисциплины будут разгружены
от излишнего балласта, из учебного
материала будут устранены остатки
формализма, вульгарного социологизма.
Это — меры, которые обеспечат
еще больший под'ем советской школы.
Было бы, однако, самообольщением
считать, что в истекающем учебном
году использованы все возможности и
сделано все требуемое для повышения
качества обучения и воспитания учащихся.
Пробелов было много. Далеко недостаточна
была борьба за укрепление
сознательной дисциплины учащихся.
Задачи повышения грамотности школьников,
искоренения формализма в
знаниях школьников остаются и по сей
день нерешенными. И в воспитательной
практике было допущено немало извращений,
прожектерства, левацких выдумок,
мешавших успеху учебы. Чего
стоит, например, система так называемых
школьных линеек—этих показных
церемоний, которыми подменялась подлинная воспитательная работа в школе.
Органы народного образования вовремя
не заметили этих вредных извращений.
Лишь после соответствующих
указаний Наркомпрос РСФСР запретил
школьные линейки и рапорты,
отвлекавшие учеников от занятий. К
слову говоря, «линейки» еще существуют
в ряде мест и после приказа
Наркомпроса об их отмене.
Обо всем этом нельзя не вспомнить
на исходе учебного года, когда подводятся
итоги работы школ, когда проверяется
эффективность ее. Нынешние
весенние испытания должны наиболее
об'ективно показать, как школа справляется
с возложенными на нее партией
и правительством задачами.
Директор школы, если он действительно,
как большевик, заботится о
том, чтобы его воспитанники обладали
прочными и глубокими знаниями,
чтобы они были лучше подготовлены
к практической работе, должен обеспечить
об'ективный ход весенних испытаний,
высокую требовательность,
глубокое изучение знаний учащихся.
Педагог имеет возможность на опыте
испытаний лучше проверить собственные
методы работы с детьми, если
только он об'ективно подойдет к
оценке знаний и не допустит никаких
поблажек и снисходительности в отношении
своих учеников.
Нечего греха таить, еще есть у нас
(и немало) такие руководители школ
и учителя, которые не прочь скрыть
истинную картину своей деятельности
н представить ее в розовом свете. Система
общей оценки работы школы лишь
по среднему проценту успеваемости, по
сути дела, также не является правильным
мерилом качества обучения школьников.
Лучшая часть педагогов это отлично
понимает и тяготится установившейся
системой.
Вот что, например, пишет в письме в редакцию заведующий учебной частью Кривоозерской
средней школы Одесской области
тов. Рыбальченко:
«Оценку работы школы производят
по тому среднему проценту успеваемости,
который выводится в конце
четверти, полугодия или целого учебного
года... Это процент, который еще
ничего не говорит. Для примера беру
свою школу: на конец первого полугодия
успеваемость по школе была по
языкам (русскому и украинскому) 95
проц., по математике — 96 проц., по
химии — 98 проц. и т. д. По школе
же в целом успеваемость не превышает
80 проц. Дело в том, что у разных
учителей разные ученики получили
плохие оценки... Получается, что
в школе все учителя хорошо работали,
все имеют сравнительно высокий процент
успеваемости, а школа в целом
— отстающая школа».
Органы народного образования обязаны
предостеречь руководителей школ
и педагогов от увлечения средним процентом
успеваемости, происхождение
которого порой очень сомнительно: то
ли это результат бухгалтерских комбинаций,
то ли это цифра, которая хотя
арифметически правильна, но не отражает
подлинной картины знаний учащихся,
как об этом пишет тов. Рыбальченко.
Судить об успехах школы надо
главным образом по тому, насколько
прочны и глубоки знания школьников,
насколько широки кругозор и культурные
навыки учащихся. По адресу
средней школы уже неоднократно раздавались
справедливые упреки в том,
что ее выпускники, иногда даже с отличными
показателями в средней школе,
в вузах оказываются далеко не в
первых рядах. Наконец, приемные экзамены
в вузах также не раз демонстрировали
слабую подготовку школь
пиков и в смысле об'ема знаний, и в
смысле элементарной грамотности
Обилие ошибок в письменных работах,
невежественные, порой смехотворные
ответы на вопросы экзаменаторов, —
все это неопровержимо говорит о недоделках
средней школы и обличает
безответственное отношение многих педагогов
и директоров школ к своим
обязанностям.
Нельзя допускать, чтобы в нынешнем
году повторялись такие же факты
поверхностного, либерального отношения
к проверке и оценке знаний
учащихся школ и их выпускников.
Незаслуженно повышенные оценки,
необ'ектнвная проверка знаний идут
по вред и школьнику, и государству,
которое нуждается в хорошо грамотных,
развитых, культурных кадрах.
Задача органов народного образования
— помочь школам организованно
провести весенние испытания, чтобы
выявить подлинную картину подготовки
молодежи, уровня ее знаний. Органы
народного образования должны
оценивать работу каждой школы в отдельности
не только по ее цифровым
показателям, а по существу работы,
которая заложена в этих цифрах. Это
значит, что надо хорошо изучить педагогические
методы, систему преподавания,
характер работы с каждым
учеником, умение педагога организовать
и руководить классным коллективом
и, наконец, работу педагогов над
повышением своей квалификации. Такой
подход к школе, такое изучение
школьной жизни, своевременная помощь
учительским коллективам выбьют
всякую почву из-под
ног тех,
кто еще не отказался от мысли из
ведомственных соображений щегольнуть
мнимыми успехами и обмануть
государство.
Организованное проведение весенних
испытаний зависит в немалой степени
и от родительской общественности,
которая, естественно, проявляет все больший
интерес к жизни школы, что в
немалой степени способствует ее движению
вперед. На время весенних испытаний
родители должны позаботиться
о создании наиболее благоприятных
условий для подготовки школьника,
правильно организовать его отдых и
досуг, с тем. чтобы школьник шел на
испытания спокойно, уверенный в том,
что его знания будут об'ективно оценены.
И школа, и родители, вся советская
общественность заинтересованы в
том, чтобы школьник рос, развивался
и воспитывался грамотным, культурным,
дисциплинированным борцом,
строителем, гражданином великой родины социализма.
Газета «Известия»