В ЭТОТ ДЕНЬ МНОГО ЛЕТ НАЗАД. 7 мая 1941 года.
Новая картина студии «Ленфильм»
Это, прежде всего, ясная и лаконичная
картина. Нет в ней ничего ненужного,
побочного, отклоняющегося от
лейтмотива. Просто и сжато повествует
патриотический фильм «Фронтовые подруги
» (сценарий С. Михалкова и
М. Розенберга, режиссер В. Эйсымонт)
о замечательных советских девушках,
отправившихся на фронт помогать раненым
бойцам Красной армии.
Дружина Красного Креста прибыла
в госпиталь, расположенный у линии
фронта. На первых порах девушки
растеряны, нервничают. Когда вражеский
самолет бомбит госпиталь, у некоторых
от страха дрожат руки... Сознание
долга, высокой ответственности перед
родиной, перед Красной армией превозмогает
страх. Бегут дни. Сестры
привыкли к фронтовой обстановке, приобрели
необходимую сноровку. Спокойно
и ловко выполняют они свои
трудные обязанности. Они вкладывают
в эту работу теплоту, нежность, ласку
и самоотверженность. В минуту опасности
они берутся за оружие, метко
разят коварного врага.
На экране развертываются превосходно
заснятые (оператор В. Раппопорт)
эпизоды боевых схваток с белофиннами.
Они дают представление о
величайшем героизме Красной армии,
о доблести ее бойцов и командиров,
о могуществе ее грозного оружия.
Особенно запоминается сцена взрыва
неприятельского дота. Работа бесстрашных подрывников показана с огромной
выразительностью; она вызывает чувство
восхищения. Достоинство картины —
то, что судьба действующих лиц, дела,
в которых они участвуют, не является
механическим придатком к батальным
сценам. Несмотря на некоторую схематичность сценария, режисееру фильма удалось показать героизм
советского народа в суровых
условиях войны. Удалось создать
фильм, в котором, как солнце в малой
капле воды, отражены характерные
особенности советских людей.
Зрителю люди эти понятны и близки:
он с волнением смотрит на экран, ожидая
развязки, он мысленно переносится
на Карельский перешеек, где разыгрываются события, изображенные в
фильме.
В дружине много девушек. Они не
похожи друг на друга. Тут и героиня
картины Наташа (артистка 3. Федорова)
— мечтательная и вместе с тем
твердая, волевая; тут и милый подросток
Чижик, заверяющий командование
перед отправкой на фронт:
«Я веселая, я на фронте плакать
не буду»; тут и сосредоточенная,
спокойная Зина, геройски павшая
от руки снайпераврага;
тут и немного
взбалмошная, недисцирлинированная
Тамара, которую перевоспитывает
весь коллектив. У каждой из
них что-то
свое, особенное, неповторимое
и все вместе они—прекрасная наша
патриотическая молодежь, не щадящая
ни сил, ни жизни во имя социалистической
отчизны. Режиссер Эйсымонт
заслуживает похвалы за то, что
не изобразил всех их на один манер, как
это бывает порой в наших книгах и
фильмах. Главное действующее лицо—
коллектив, Красная армия, народ. На
фоне этого героического коллектива с
большим вкусом, с настоящим мастерством
обрисованы отдельные характеры,
показана чистая и трогательная
любовь Наташи и лейтенанта Коровина
(артист А. Абрикосов).
Всяческой похвалы заслуживает
3. Федорова. На протяжении последних
лет она создала несколько запоминающихся
образов. Образ Наташи принадлежит
к числу наиболее выразительных.
Федоровой—Наташе веришь, проникаешься
к ней симпатией. Начиная
с того момента, когда, разбуженная грохотом
танков, она выходит на балкон
ленинградской квартиры и спросонья
наблюдает за движением стальных машин,
и кончая сценой свидания в госпитале
с лейтенантом Коровиным и
разведчиком Морозовым, Федорова
играет искренно, с под'емом, темпераментно.
Талантливо сделанная, насыщенная
глубоким чувством картина. Ей обеспечен
успех у зрителя, давно ожидающего
значительных художественных произведений о простых советских людях, об
их подвигах на фронте и в тылу. Картины,
подобные «Фронтовым подругам»,
делают очень важное и очень полезное
дело — они развивают патриотические
чувства, формируют характер, зовут
к новым и новым победам.
Б. БЕЛОГОРСКИЙ. Газета «Известия»