













|
|
|
|
|
|
Ю.К. Ефремов
Московских улиц имена
стр. 183
через Рязань к тогдашнему Рязанскому вокзалу. Достраивать ее кончили только в 1899 году на участке Павелец— Москва, после чего и вокзал, воздвигнутый в 1900 году получил по имени скромного провинциального поселка название Павелецкий. На планах города появилась и Павелецкая железная дорога. С Козловом Павелец связали сперва лишь второстепенные ветки, но мечты о магистрали Саратов — Москва не убывали, и на схеме сети дорог в 1912 году даже вокзал был назван Саратовским; позднее это имя стали приводить как синоним Павелецкого в скобках.
Небольшую площадь у вокзала назвали Вокзальной, а проезды, примыкающие к полотну, Павелецкими. В1922 году сытинская комиссия, корчуя имена »вокзальных» тезок, переименовала площадь не в Павелецкую, а в Саратовскую.
Однако в 1924 году вокзал, куда прибыл поезд с телом умершего Ленина, вошел в историю как Павелецкий, и именно это название стало мемориальным (вспомним у Маяковского: «Это его несут с Павелецкого...»). После того как в 1938 году у вокзала был открыт историко-революционный музей «Траурный поезд Ленина», возникла тенденция усилить мемориальное значение всей площади. Правда, на плане 1939 года она еще названа Саратовской, но уже в 1941 и 1942 годы ее все чаще стали называть Ленинской. Такое имя обязало архитекторов и к особо ответственному решению проекта ее реконструкции. Обновленный вокзал сохранил имя Павелецкого. В апреле 1992 года оно вернулось и к площади, пусть и неузнаваемо расширившейся. «Саратовскую» не вернешь — улица под этим названием существует с 1964 года у Волжского бульвара близ метро «Текстильщики».
До 1932—1933 годов просуществовали Большая и Малая Троцкие улицы в захолустном поселке близ платформы Подмосковная. Помню свое удивление, когда я обнаружил их, идя из Тимирязевки к тогдашней Балтийской железной дороге.
В 1919 году появилась Бухаринская улица на месте Золоторожской (с 1937 года имя заменено на Волочаевскую).
|
|
| |
|
|
|
|
 |
|

 






|