













|
|
|
|
|
|
Карл Шлёгель
Постигая Москву
стр. 41
42 Постигая Москву
Туда, где обосновался капитал, подтягивается рабочая сила — в казарменного типа здания вокруг фабрик, расположенные за пределами кольца, окружающего Белый город. От этих казарменных жилищ теперь мало что осталось (например, на Варшавском шоссе), не говоря уже о безбрежном море деревянных домов, расстилавшемся на любой открытке с видом Москвы того времени.
Сохранились дома буржуазии, не только из тщеславия отказавшейся от аристократических усадеб. Вдоль улиц, ассоциировавшихся с новыми городскими общественными и деловыми кругами, возводились здания высотой до десяти этажей, что стало возможным благодаря революции в строительстве лифтов. Дома эти спроектированы щедро, с далеко выступающими подъездами, просторными лестничными клетками, при всей грандиозности планировки они разделены на многочисленные структурные элементы, округлены балконами, оживлены гофрированными решетками или цветными майоликовыми полосами. Они привносят в картину города цвет и ритм. Проезжая на троллейбусе «Б» по Садовому кольцу (прежде всего по улицам Садовая-Триумфальная и Садовая-Кудринская), сразу убеждаешься в живости и жизнеспособности архитектуры, сохранившейся не только благодаря превосходному строительному материалу. 
В те годы город срастался, превращаясь в единое целое, скорее стихийно, чем по какому-либо плану. Трамвай превратился в конкурента армии из десятков тысяч кучеров. Пространство становилось городом, агломерат становился обществом, структурировался, чтобы оставаться жизнеспособным: строились больницы, народные дома, создавались страховые общества, сиротские приюты, институты общества, обретавшего свой политический голос. Новое сознание третьего сословия можно постигнуть, знакомясь со зданиями музеев, будь то Исторический музей работы Шервуда или Музей изобразительных искусств им. Пушкина, спроектированный Клейном, и с публичными дебатами по поводу их оформления. Почти как по писаному, будто по «Ка-
|
|
| |
|
|
|
|
 |
|

 






|