













|
|
|
|
|
|
Карл Шлёгель
Постигая Москву
стр. 70
Власть — разуму! 71
Посвящение Jle Корбюзье Александру Веснину, «основателю конструктивизма»
А так как эта работа братьев Весниных стала прототипом универсальных магазинов вообще, то она уже не особенно бросается в глаза, в Москве можно полюбоваться не одним ее «изданием» типа «универмаг — сплошная витрина».
b Alexandre Vasnine fondotaur du « Constructivisme > |
 |
Недалеко от Донского монастыря, на улице Орджоникидзе, 8/9, можно увидеть один из самых примечательных образцов жилищного строительства, который в конце 1920-х гг. играл определяющую роль в дебатах о революционном преобразовании зданий такого типа, — дом-коммуну. Конечно, речь шла не просто о типе здания, а о гораздо большем. Подобно тому, как рабочий клуб должен был быть архитектурным ответом на вопрос о специфических формах жизни и воспроизводства рабочего, так и дом-коммуна в определенный период должен был фиксировать, форсировать и направлять в конструктивное русло процесс распада буржуазного образа жизни. Это означало обобществление функций домашнего хозяйства в специальных комплексах, обобществление функций воспитания, обобществление досуга, а в самой жесткой фазе — также обобществление частной сферы и отношений полов. Структура нового образа жизни должна была воплотиться в этом доме-коммуне, спроектированном И. Николаевым. Она просматривается в многоэтажном жилом секторе, в комплексе, включающем комнату отдыха, мастерские, театральный зал, в секции, предусмотренной для кухни и прачечной. Все группируется вокруг внутреннего двора.
Если подходить к зданию с продольного фасада, его длина, подчеркивающаяся сквозными рядами окон, даже несколько пугает. В этом доме есть что-то от студенческого общежития или, если говорить злее, что-то от тюрьмы, какой ее стали строить с недавних пор (мне пришла в голову новая секция тюрьмы Моабит). Не такое уж и неверное предположение. Сегодня дом-коммуна — общежитие для студентов из стран «третьего мира», которые учатся в расположенном неподалеку Университете им. Патриса Лумумбы. Коммунальной форме жизни пришлось не только преодолевать сопротивление старого буржуазного индивидуализма, но и считаться с новым индивидуа
|
|
| |
|
|
|
|
 |
|

 






|