Поставить закладку  |  Сделать стартовой
НАШЕ ВРЕМЯ - Еженедельная общественная газета
 
Первая еженедельная аналитическая газета    
Главная  |  Редакция  |  Реклама  |  Архив  |  Опросы  |  Карта сайта
ТЕМА НОМЕРА

СТАБИЛЬНОСТЬ

НОВОСТИ-1

ПРАЗДНИК

СКАНДАЛ

ЗДОРОВЬЕ НАЦИИ

БЕЗОПАСНОСТЬ

СОЦИУМ

ЧТО БУДЕТ

БРАТЬЯ НАШИ МЕНЬШИЕ

НОВИНКИ КИНО

БИБЛИОТЕКА

НА ПРАВАХ РЕКЛАМЫ

АРХИВЫ НАШЕГО ВРЕМЕНИ. ГОД 2006

НАШЕ ВРЕМЯ по авторам:
поиск по сайту:

GAZETANV

  Весь архив номеров
НАШЕ ВРЕМЯ в интернете:
RSS трансляции
http://www.gazetanv.ru/rss.xml


 
 
Карл Шлёгель
Постигая Москву
стр. 91

92    Постигая Москву

площадь, Театральную площадь, Кропоткинскую улицу и Бульварное кольцо. Тем не менее следует заняться вопросом о том, что сделало облик Москвы столь анархическим. Амбиции, позволившие Петербургу принять единый сказочный образ, так и не обрели почвы в Москве, но и не прошли бесследно. Ирония заключается также в том, что Москва стала Москвой потому, что Петербург должен был стать Петербургом. Благодаря запрещению Петра I в 1714 г. возводить в Москве и других городах каменные строения Москву в известной степени миновала судьба спланированного города-утопии. Еще один государев указ — об освобождении дворянства от военной службы, изданный Екатериной II с целью направить инициативу благородного сословия на сельское хозяйство и промыслы, способствовал развертыванию сил снизу. Москва застраивалась пестро, красочно, так как здесь фантазии богатых людей была предоставлена полная свобода и не существовало плановых предписаний. К тому же зодчие московского классицизма видели перед собой не чистый лист бумаги, а вздымающиеся башни многоцветного, живописного города. Разве могло это не произвести на них впечатления?

Покой, исходящий от зданий московского классицизма, — иной, нежели тот, что источают подражающие античным образцам творения французских классицистов. Осматривая их, почти всегда встречаешь один и тот же тип постройки. Историки искусств, например И. Э. Грабарь, усматривали в этом некоторое однообразие. Чем же создается этот тип? Мы имеем дело с загородным домом помещика, перенесенным из поместья в город: симметричный портик, в центре увенчанный куполом, с флигелями, выступающими по обе стороны, образуя внутренний двор с порталами, которые охватывают ворота. Внутри большей частью одинаковая планировка: в середине парадный зал и спальни, во флигелях кабинеты и гостиные, по фасаду, выходящему в сад, — конюшни и помещения для прислуги. План помещичьей усадьбы превратился в план городской усадьбы, а затем и городского дома вообще. Тайну упрека, что Москва всегда была деревней, раскрывает тайна этого типа зданий, непринужденно формировавшего облик города.

Только потом сюда добавляются густая зелень парков, определенная бессистемность, анархическое срастание слобод с городскими районами. «Москва — деревня» — эти слова большей частью имеют оттенок превосходства передового в цивилизационном отношении человека над чем-то отсталым. Какое заблуждение! В самом помещичьем образе жизни, в каменных «дворянских гнездах» сохранилось нечто от самостоятельности, широты, обособленности землевладельца, а порой — при всей роскоши — и нечто от простоты исконного уклада. Московская классическая городская усадьба, как и московский классицизм вообще, — это определенность и прочность формы, подчеркивание полезно-конструктивного, представление того, кто что-то собой представляет, овладение формой вплоть до элегантности, но при этом без

Новости
   




ГОЛОСОВАНИЕ
Кто главнее?
Путин
Вот этого-то я и не могу понять...
Ответ - в Конституции
Медведев
посмотреть результаты












Издательский дом "Наше время" © Издательский дом "Наше время"
Все права защищены
(495) 951-39-05
Правовая информация об ограничениях
sitemap | Обмен ссылками | Статьи | Интересные проекты
   Раскрутка сайтовПоддержка: prlab.net