К. Г. Сокол
Монументы империи
стр. 15
шее предвестником будущего. В Киеве по решению новых властей стали снимать памятник особо ненавистного демократам Столыпина. Над ним соорудили деревянную виселицу и, оторвав фигуру от постамента, подвесили на ней. На следующий день, к восторгу огромной толпы, статую сбросили на землю и увезли. Через четыре дня та же участь постигла симбирский памятник Столыпину, уничтоженный по решению крестьянского съезда.
На киевские события откликнулся популярный публицист А. Амфитеатров. 22 марта в газете «Русская воля» он выступил со статьей «Идол самодержавия», где потребовал немедленно снять конную статую Николая I на Исаакиевской площади, переплавить ее или «сдать в музейные чучела». В дальнейшем Амфитеатров, возглавивший журнал «Бич», неоднократно возвращался к полюбившейся теме. Он требовал уничтожения всех памятников царям, считая, что их сохранение выгодно лишь жаждущим восстановления монархии. В числе объектов его нападок были и «Медный всадник» Фальконе, и Александр III Трубецкого.
В дискуссию с Амфитеатровым вступил известный и авторитетный искусствовед А. Н. Бенуа. Он считал нужным рассматривать памятники с точки зрения их художественной значимости, независимо от личности изображенного. Бенуа отстаивал сохранение на прежних местах «Медного всадника», Петра у Михайловского замка, Александровского столпа, Екатерины II, Николая I и Александра III. Но в то же время Бенуа рекомендовал уничтожить памятники, не представляющие, на его взгляд, художественной ценности. Только в Петербурге, согласно Бенуа, «следовало бы в первую голову убрать игрушечного Петра I в Летнем саду и двух «Петров для начального образования» на Адмиралтейской набережной — эти печальные свидетельства вкуса Николая II. Далее мы бы убрали срамящий нашу эпоху памятник Глинке у консерватории, а также срамящий Пушкина памятник на Пушкинской улице, потешного Пржевальского с его верблюдом и все убогие бюсты великих людей в Александровском саду. Еще следовало бы убрать Суворова, Лермонтова, ужасный мавзолей на Кронверкском и т.д.» (на Кронверкском проспекте находился памятник героям «Стерегущего» — КС.).
Из этой интересной дискуссии становилось понятно одно — сносить памятники обязательно будут, пока только неясно какие. Да и не удивительно — сразу после Февральской революции при «Союзе деятелей искусств» была образована «Комиссия по уничтожению памятников».
Пока еще шли споры, народные массы взялись за дело. В марте расквартированные в селе Медведь солдаты маршевых рот при большом стечении публики сбросили памятник Николаю I.
Следующей жертвой освобожденный народ почему-то выбрал Екатерину II. В марте и апреле сбрасываются ее статуи в Нахичевани-на-Дону, Екатеринославе и Ирбите, раздаются требования переплавить их на снаряды. 4 апреля огромный митинг требует снятия одесского памятника императрице.