|
ГЛАВНАЯ АРХИВ НОМЕРОВ №89 |
НАМ СВОБОДА ДАНА ОТ ПРИРОДЫ |
Долготерпение русского народа – выдумка бюрократии
«Московия была вскормлена и выросла в кровавой и омерзительной школе монгольского рабства. В конечном счете Петр Великий соединил ловкость монгольского раба с притязаниями монгольского владыки, которому Чингисхан передал в наследство по завещанию дело завоевания всей земли». Карл Маркс сказал это, наверное, не для красного словца. Его последователи повторяли унизительный отзыв своего вождя все 70 лет, пока правили Россией… Миф о долготерпении русского народа обсуждают депутат-единоросс Владимир Мединский, либерал из СПС Борис Надеждин и писательгосударственник Александр Проханов. Так как разговор происходит в рамках телепроекта «Мифы о России», по ходу беседы будут и реплики исторических персонажей, которые «в теме».
Проханов: Считается, что советский строй – это абсолютное раболепство, пята государства, нормативный социализм. Мой личный опыт, опыт любопытного и жизнелюбивого молодого писателя – огромное количество интеллектуальных, духовных, моральных направлений. Я был в диссидентских церковных кружках, среди русских националистов, среди мистиков, среди еврейских националистов, среди диссидентов социального толка, в андроповских закрытых клубах, которые готовили перестройку.
Это была пора гигантского неповиновения. Советский норматив рухнул как хрупкий купол, и изпод него вырвались все эти штаммы, образовав культурные эпидемии. То, что русский, советский народ был покоренным, рабским, – это миф.
Надеждин: Я могу сказать, что Александру Андреевичу повезло, его юность и молодые годы пришлись на оттепель, когда приоткрыли некоторые щели, и все зацвело. Моя молодость пришлась на кондовые годы застоя, начало 80-х, Брежнев Леонид Ильич дорогой. Я прекрасно помню, что происходило. И для меня было абсолютно очевидно, что советской историографией транслировалась мифология терпеливого, такого законопослушного русского человека. Ничего этого, конечно, не было. Одной из реальных причин 56-го года, развенчивания культа личности, на самом деле стали массовые восстания в ГУЛАГе.
Мединский: Мы знаем, что целые лагеря на Севере, снеся охрану, прошли маршем несколько сот километров, пока не были уничтожены с воздуха регулярными авиационными частями. Их не могли остановить силами внутренних войск. Это были сотни вооруженных людей, идущих к свободе.
Адам Олеарий, немецкий дипломат XVII века: Подобно тому, как русские по природе жестокосерды и как бы рождены для рабства, их и приходится держать постоянно под жестоким и суровым ярмом и принуждением и постоянно понуждать к работе, прибегая к побоям и бичам. Никакого недовольства они при этом не выказывают, так как положение их требует подобного с ними обхождения и они к нему привыкли.
Надеждин: Для крестьянина адекватная форма протеста – поджечь барскую усадьбу, поднять на вилы супостата. Для рабочего, которого привезли из деревни работать на фабрике капиталиста, адекватная форма – булыжник. Для современного образованного горожанина – это неучастие в выборах или отъезд из страны. Миллионы людей уехали, к сожалению, от этой власти, от всего что было. Но когда припечет, русский народ выходит на улицы.
Проханов: У русских, больше чем у кого бы то ни было, есть дар в минуты общенациональной опасности сгруппироваться, сконцентрироваться вокруг власти. Пусть даже народу враждебной.
Мединский: Это Отечественная война 1812 года.
Проханов: И вторая Отечественная война, когда вокруг Сталина, вокруг большевиков, половиной страны воспринимавшихся как враждебная власть, общество вдруг сгруппировалось. И возникло поразительное единство властителя и народа. Мгновенная группировка с подчинением общей цели могла со стороны восприниматься как абсолютное раболепие, покорность власти.
Мединский: Все-таки не мгновенное объединение. Если мы посмотрим историю Великой Отечественной, то первые полгода – это массовая сдача в плен, безынициативное сопротивление и отсутствие партизанской войны вообще. И только тогда, когда немцы проявили фантастический идиотизм, начав насаждать у нас свой новый порядок и реализовывать план по уничтожению славян, произошла концентрация вокруг меньшего из зол – вокруг Сталина. И получилась настоящая Отечественная война...
Проханов: А в 1812-м году крепостные концентрировались вокруг помещиков... Наполеон был готов дать им свободу, они отвергли ее из рук врага и пошли с вилами на супостата. Между дурной властью и внешним врагом русские выбирают власть.
Миф о раболепии русских мог возникнуть со стороны противника как пропаганда. Нет дурных качеств у народов, они оптимизируют жизнь пространств. И если мы говорим о русском народе, все его качества, которые могут быть рассмотрены врагами как негативные, позволяли и позволяют ему выстоять перед лицом страшных катастроф.
Мединский: Да, Наполеон никак не мог понять: когда я пришел дать итальянцам свободу от австрийцев, они носили меня на руках. Когда я пришел дать свободу этим русским варварам от их безграмотных крепостников, они сжигали свои деревни.
Астольф де Кюстин, французский путешественник XIX века: Насилие здесь, в России, так велико, что заставляет рабов притворяться и благодарить своих тиранов, и это они называют общественным порядком.
Проханов: Одни русские – помещики, сделали рабами других, своих братьев во Христе.
Это страшное преступление элиты перед народом – закрепощение крестьян. Их секли на конюшнях, переселяли и меняли на щенков, но при этом они не были рабами по сути. Православная вера делала их свободными. Они были прикреплены к земле, но абсолютно свободны в религиозном смысле. Когда в минуты испытаний, требовался ресурс победы, он добывался из души раба. А по сути это был свободный человек.
Надеждин: Свобода русского крепостного крестьянина – нечто новое. Свободу он хотел обрести на том свете, тут я согласен. У крестьян не было выхода, и они верили в справедливость в загробной жизни. Об этом им неплохо рассказывала Русская православная церковь, которая, к сожалению, всегда была частью пропагандистской машины государства. А самые активные, деятельные, склонные к свободе вытеснялись империей на периферию.
Проханов: Я хочу довести до крайности ваш интересный тезис о неучастии, об уходе как форме протеста. Я считаю, что десять миллионов потерянных граждан, которых мы недосчитались за время реформ, – форма протеста.
Это те десять миллионов, которые не захотели идти в реформы. Десять миллионов бойцов, которые сражались с чудовищной эпохой деградации, деструкции, уныния, печали, свинства. Это страшная генетическая форма протеста.
Надеждин: Вы имеете в виду людей, которые умерли в 90-е годы?
Проханов: Или не родились. Это форма генетического сопротивления России, которую тащат на аркане в Европу, в реформы, в свободу.
Мединский: Развивая вашу философскую мысль, можно сказать, что вообще исход от несвободы к свободе имел в России разные формы. Ведь крестьяне не только поднимали на вилы барина. Большей частью они просто уходили в степь, за Урал, в Сибирь.
И по сути своей вся история развития империи есть история бегства крестьян к свободе. Давайте подведем итог. Мы абсолютно все едины в том, что долготерпение русского народа – самый бессмысленный, бесцельный, беспочвенный миф всей нашей истории.
Надеждин: Заказчик его – собственная имперская бюрократия.
Мединский: Русский народ всегда опровергал этот миф. Болотников, Разин, Пугачев и даже катастрофа 17-го года опровергали сам факт существования подобного качества русского народа.
Надеждин: Добавлю еще 91-й год.
Проханов: И 93-й, конечно. Это был вызов власти.
Надеждин: В 91-м была решена проблема власти.
Проханов: Проблема была решена в 2000 году. Были пересмотрены итоги 91-го года.
Мединский: Так или иначе наша новейшая история миф о долготерпении русского народа опровергает, что является серьезным предупреждением для любой власти. Сколь бы не упорствовала она в мифотворчестве, время все расставляет по своим местам.
Иван Ильин, русский философ: Русскому человеку свобода присуща как бы от природы. Эта внутренняя свобода чувствуется у нас во всем. Еще при первом вторжении татар русский человек предпочитал смерть рабству и умел бороться до последнего. Таким он оставался и на протяжении всей своей истории.
Подготовил Андрей НАЗАРОВ
Использованы материалы исторического телесериала «Мифы о России». Авторы: Владимир Аристархов, Владимир Мединский, Николай Петров.
Восстание №1 Поводом к Киевскому восстанию (1068-1069) послужил отказ князя Изяслава Ярославича выдать оружие и коней киевлянам для борьбы с половцами, нанесшими поражение коалиции Ярославичей в битве на реке Альте (1068). Возмущенные горожане освободили пленного полоцкого князя Всеслава Брячиславича, захваченного в 1067 обманным путем Ярославичами, и провозгласили его своим князем. Изяслав бежал в Польшу. Вслед за Киевом на рубеже 60-70-х годов XI века антифеодальные выступления произошли в ряде сельских районов, причем эти волнения часто возглавлялись служителями старой языческой религии – волхвами. Восставший Киев во главе с Всеславом держался семь месяцев.
Обсудить миф на форуме
|
|
|
стр.7 |
// HB |
|
|
Взгляд из Америки: очаги терактов по-прежнему имеют северокавказскую прописку |
Атеисты и верующие – актуальное противостояние ХХI века |
Казахстан: войска стреляют в мирных людей |
Слушается дело об убийстве Свиридова |
Премия Леонида Вышеславского – А. Зараховичу и Г. Фальковичу. |
|