|
ГЛАВНАЯ АРХИВ НОМЕРОВ №89 |
ПЕТРОВСКАЯ АВТОНОМКА |
При Петре Великом в России построили подводный ракетоносец
В этом году отмечалось столетие подводных сил России. Но первая русская подводная лодка появилась почти триста лет назад. История ее изобретателя, подмосковного крестьянина Ефима Никонова - неплохая иллюстрация к мифу о технологической отсталости России.
«Дэвид Бушнелл создал первую в мире подводную лодку, став, таким образом, родоначальником подводного флота, и показал всему миру техническую мощь Объединенных Штатов!» - рапортовал американский генерал Парсонс в обращения к Конгрессу в 1776 году. Бравому вояке, конечно, было невдомек, что еще в 1620 году голландский изобретатель Корнелиус ван Дреббель создал «ныряющую» лодку, которая, погрузившись на четыре метра, проплыла по Темзе от Вестминстера до Гринвича. Воздух внутрь подавался по двум трубкам, которые удерживались на поверхности поплавками. Про Ефима Прокопьевича Никонова генерал, естественно, и слыхом не слыхивал. Официально же первым изобретателем подводной лодки считается Леонардо да Винчи. Если, конечно, забыть о приоритете Аристотеля…
Приоритет. Вот ключевое слово. При Сталине выяснилось, что все великие открытия были сделаны русскими. Это пропагандистское, одномерное видение истории потом привело к скепсису, выраженному в этом глумливо-насмешливом «Россия - родина слонов». Пропаганда приоритета Америки во всем, что только можно, конечно, в конце-концов приведет - если уже не привела - к таким же результатам. А на самом деле техническая мысль развивается на удивление равномерно в разных странах: одни и те же изобретения рождались где-то чуть раньше, где-то чуть позже, и Россия шла вровень с мировым процессом. Но со своей, естественно, спецификой. Например, первые подводные лодки были построены в такой последовательности. В Лондоне - голландским ученым К. ван Дреббелем (1620), в России - Е.П. Никоновым (1724), в Северной Америке - Д. Бушнеллом (1776), во Франции - Р. Фултоном (1801), в Германии - В. Бауэром (1850).
Есть, правда, свидетельство французского иезуита Фурнье, относящееся к 1595 году. В конце XVI века он побывал в Константинополе и оставил такую запись: «Здесь мне рассказывали совершенно необыкновенные истории о нападении северных славян на турецкие города и крепости - они являлись неожиданно, они поднимались прямо со дна моря и повергали в ужас всех береговых жителей и воинов». Но эти необыкновенные подвиги наших предков, наверное, навсегда останутся исторической загадкой… Так что вернемся к истории плотника Ефима Прокопьевича Никонова из села Покровское-Рубцово нынешнего Истринского района.
В 1718 году он подал челобитную на имя Петра I, обещая, что «сделает к военному случаю на неприятелей угодное судно, которым на море, в тихое время, будет разбивать корабли, хотя б десять, или двадцать, и для пробы тому судну учинит образец, сколько на нем будет пушек, под потерянием своего живота, если будет не угодно». Ответа не последовало. Плотник отправил царю второе письмо, в котором снова объявил, что может построить судно, способное идти в воде «потаенно и подбити под военный корабль под самое дно».
Теперь Петр I приказал направить Никонова в Санкт-Петербург, где лично с ним побеседовал. После этой аудиенции император приказал, «таясь от чужого глазу», построить действующую модель подводной лодки. В архиве сохранилось свидетельство, что Никонов «оное судно сделать может и в воде будет потаенно и подойти под военный корабль под самое дно точно действовать в нем инструментами в тихую погоду и можно все распиловывать и развертывать… И для подлинного свидетельства повелеть ему сделать ныне модель не в такую меру, которым бы в море подойдтить под корабль, но ради показания в реке испытания». 31 января 1720 года Адмиралтейств-коллегия приняла решение: «Крестьянина Ефима Никонова отослать в контору генерал-майора Головина и велеть образцовое судно делать, а что к тому надобно лесов и мастеровых людей по требованию оного крестьянина Никонова отправлять из упомянутой конторы». Подмосковного крестьянина назначили мастером.
В феврале 1720 года начались работы на Обер-Сарваерской верфи в Санкт-Петербурге. Летом 1721 года модель испытали в присутствии Петра I, и он велел начать строительство «потаенного огненного судна большого корпуса» на стапеле Галерного двора. К тому времени проект претерпел изменения. Первоначально предполагалось, что русские подводники будут разрушать днища вражеских кораблей с помощью специальных инструментов. Для этого Никонов придумал такое снаряжение: «А для хода в воде под корабли надлежит сделать на каждого человека из юхотных кож по два камзола со штанами, да на голову по обшитому или обивному кожею дере¬вянному бочонку, на котором сделать против глаз окошки и убить свинцом скважинами и с лошадиными волосами, и сверх того привязано будет для груза к спине по пропорции свинец или песок, и когда оное исправлено будет, то для действия к провертке и зажиганию ко¬раблей сделать надобно инструменты особые, которым подает роспись». Юхотные кожи, выделанные на дегте, были непромокаемыми и служили основным материалом для водолазного скафандра XVIII века.
Подводная же лодка теперь именовалась «огненным судном» потому, что ее вооружение состояло из нескольких «зажигательных труб». Чертежей этого корабля не сохранилось, поэтому остается только гадать о принципе их действия. Был ли это огнемет или прообраз фугасных мин? Так или иначе для подводного ракетоносца Перовской эпохи потребовано было «в Главную артиллерию послать промеморию и требовать, дабы к потаенному судну десять труб медных поведено было порохом начинить и селитрою вымазать от той артиллерии».
Отсутствие чертежей позволяет только догадываться и о принципе действия самой лодки. По отпущенным на ее строительство материалам («досок оловянных с 500 отвер¬стиями тоньше волоса длиной 2 фута и шириной 1 фут - 10 шт.»), современные исследователи определили способ погружения. Забортная вода поступала в специальную цистерну, причем небольшая суммарная площадь сквозных «волосяных» отверстий в оловянных дос¬ках позволяла производить заполнение емкости с умеренной скоростью и равно¬мерно по длине всей цистерны. При откачивании воды поршневой помпой лодка всплывала. Для передвижения использовались весла, экипаж состоял из четырех человек.
К осени 1724 года «потаенное судно» было построено. Его испытания, проведенные в присутствии царя Петра, закончились неудачно. «При спуске у того судна повредилось дно, и затем не действовало и вынято на берег», - хладнокровно отмечается в отчете. Петр велел изобретателю исправить повреждение и укрепить корпус судна, а также объявил, чтобы Никонову «никто конфуза в вину не ставил».
Никонов исправил повреждения, однако 28 января 1725 года царь умер. Последние испытания подводной лодки Никонова состоялись в 1727 году. Увы, изобретателя преследовали неудачи. В январе 1728 его разжаловали из мастеров и отправили на Астраханскую верфь рядовым плотником. Морское начальство обвинило его в следующем: «По подаче того своего прошения через десять лет не токмо такого судна, ниже модели к тому делу действительно сделать не мог, которое хотя и строил из адмиралтейских припасов и адмиралтейскими служителями и на строение тех судов употреблена из адмиралтейских доходов не малая сумма, но оная по пробам явилась весьма не действительна. Судно пробованожь трижды и в воду опускивано, но только не действовало за повреждением и течкою воды». «Потаенное судно» отправилось под замок, подальше от «чужого глазу», где постепенно пришло в негодность. Работы по созданию русской подводной лодки продолжились только через сто лет.
Но Никонова не забыли. Когда в журнале «Московский телеграф» за 1825 год был помещен исторический обзор «Подводный корабль» о работах Фултона, в том же журнале появилась статья В.Н. Берха «Об изобретении подводных судов в России в 1719 году». Создатель первой в мире металлической подводной лодки К.А. Шильдер, конечно же, был знаком с этой статьей. Его субмарину спустили на воду в 1834 году в Петербурге.
У подлодки конструкции Шильдера были две смотровые башенки, одна из них с оптической трубой - то есть перископом. Вооружение лодки состояло из бочонка с 20 фунтами пороха, подвешенного на гарпуне на конце длинного бушприта. Задача моряков состояла в том, чтобы воткнуть гарпун с миной в борт вражеского корабля, отойти на безопасное расстояние и взорвать мину с помощью электрического запала. Кроме того, инженер Шильдер спроектировал настоящий ракетоносец - на бортах были установлены станки для запуска пороховых ракет в надводном положении.
В высокоразвитой, индустриальной Германии подводную лодку с металлическим корпусом сумели создать только через несколько лет. Ее сконструировал инженер-артиллерист Вильгельм Бауэр. Символично то, что немецкая лодка открыла счет затонувшим субмаринам - она пошла ко дну вместе с изобретателем и экипажем из двух матросов.
А российскую лодку 1862 года постройки инженеров Александровского и Барановского можно увидеть в военно-морском музее Санкт-Петербурга. Из справки Морского ученого комитета, 1889 год: «До 1878 года Россия в деле подводных судов была впереди всех, (выстроив лодки Джевецкого и Александровского), но некоторые неудачи, ничего общего не имевшие с вопросом о типе, затормозили дело настолько, что все государства в настоящее время опередили нас и самый вопрос как бы заглох и прекращен, к сожалению, разработкой».
В Советской России были созданы лодки-малютки, которых не знала натовская инженерия. В них было всего три человека - экипаж и спецназовец. Они могли входить во фьорды, могли подниматься по Темзе до Лондона, они наводили ужас на всю натовскую военную техносферу. А сейчас на заводе, где были Адмиралтейские верфи, на которых Никонов делал свою лодку, создаются лодки «Лада» абсолютно нового класса. Это очень компактные субмарины, с небольшим экипажем, с новыми двигателями, с новыми типами топлива, с новыми навигационными системами. Своего рода ассиметричный ответ: «Лады» уже прозвали «убийцами авианосцев».
Подготовил Андрей НАЗАРОВ
Использованы материалы исторического телесериала «Мифы о России». Авторы: Владимир Аристархов, Владимир Мединский, Николай Петров.
«ЛАДА» - НЕАТОМНАЯ ПОДВОДНАЯ ЛОДКА (НАПЛ) ПРОЕКТА 677 На «Ладе» внедрено 176 технических новинок. Во-первых, это новый материал корпуса - пластичная сталь АБ-2, которая не трескается и сваривается без подогрева. Ее производят только в России. Во-вторых - покрытие, которые защищает от гидролокационного облучения, а также глушит шум и обеспечивает незаметность. Далее - абсолютно новая электроника, гидроакустика, которой никто сегодня в мире не имеет. У «Лады» такая мощная аккумуляторная батарея, что она может 10 суток обходиться без всплытия. НАПЛ оснащена новыми образцами торпед, а также крылатыми ракетами, запускаемыми из торпедных аппаратов. Экипаж – 36 человек.
Обсудить миф на форуме
|
|
|
стр.11 |
// HB |
|
|
Взгляд из Америки: очаги терактов по-прежнему имеют северокавказскую прописку |
Атеисты и верующие – актуальное противостояние ХХI века |
Казахстан: войска стреляют в мирных людей |
Слушается дело об убийстве Свиридова |
Премия Леонида Вышеславского – А. Зараховичу и Г. Фальковичу. |
|