|
ГЛАВНАЯ АРХИВ НОМЕРОВ №89 |
ДВА ШПИОНА ЗАПИСАЛИ НАС В ПЬЯНИЦЫ |
С больной немецкой головы – на здоровую русскую
Против нашего народа Запад столетиями ведет войну, в которой нас сначала обливают ложью, представляя неполноценными, а потом приходят на нашу землю с оружием. Миф о тотальном пьянстве русских – часть этой многовековой идеологической войны. Этой теме был посвящен первый фильм телесериала «Мифы о России», который начал показывать ТВЦентр.
Русские пьют больше всех? Так про нас говорят, да и сами мы в это верим… Но по официальной статистике, 14 млн. жителей США – алкоголики. Каждый тринадцатый.
У нас лишь каждый 50-й является хроническим алкоголиком. Вот президент, скажем, у нас трезвенник. А Джордж Буш-младший, по слухам, не раз лечился от алкоголизма. Недавно его коллега из Венесуэлы Уго Чавес так и заявил в Нью-Йорке: «Мне грустно говорить это, но ваш президент – алкоголик и больной человек».
Русская пьянка – ритуал. Настоящий праздник общения. Если, конечно, после работы, а не во время или до.
На Западе все по-другому. Западный человек свято уважает приличия. Кроме того, там не склонны откровенничать, доверять собеседникам. Сказать лишнее в присутствии другого человека на 90% означает не только утратить уважение окружающих, но и потерять работу.
Американцы предпочитают напиваться в одиночку, в баре, а избавляться от дурной привычки в обществе анонимных алкоголиков. У русских наоборот. Пьем в коллективе, а избавляться от греха идем к врачу (зашиваться) или в церковь.
«Радуйся, в неможении нашем нас утверждающая; радуйся, облегающий нас облак страстей скоро разгоняющая», – это из акафиста Пресвятой Богородице ради чудотворной ее иконы «Неупиваемая чаша». Явление образа произошло в 1878 году. Один крестьянин, отставной солдат, пропивал всю пенсию, дошел до нищенского состояния... Но увидел во сне старца, который сказал: “Иди в город Серпухов в монастырь Владычицы Богородицы. Там есть икона Божией Матери “Неупиваемая Чаша”, отслужи перед ней молебен и будешь здоров душой и телом”. Никто в монастыре не знал иконы с таким наименованием, ее нашли где-то в проходе. Пьяница перестал испытывать неодолимую тягу к алкоголю, а сотни одержимых этим недугом стали стекаться к чудотворному образу.
Наш народ тогда обращается к чуду, когда чувствует в этом необходимость. Образ “Неупиваемая Чаша” был обретен лишь 130 лет назад. Значит, раньше в нем не было необходимости? Пьянство не рассматривалось народом, как «неможение наше».
Откуда есть пошла легенда о нашем пьянстве
«Насколько они умеренны в пище, настолько же безудержно предаются пьянству везде, где представится случай», – писал между тем Сигизмунд Герберштейн еще в середине XVI века.
Из досье. Герберштейн Сигизмунд (Зигмунд). Барон, немецкий дипломат. В 1517 году прибыл в качестве посла императора Максимилиана I в Москву с целью склонить Василия III к миру с Польшей для совместной борьбы против Турции и к передаче Смоленска польскому королю. Вторично побывал в Москву в 1526м. Обе миссии не увенчались успехом. Выпустил книгу «Записки о московитских делах». Собранный Герберштейном материал широко использовался в западной литературе того времени и послужил основой для многих европейских карт России.
«Русские преданы пьянству более всех народов в мире», – утверждал через сто лет после Герберштейна его соотечественник Адам Олеарий.
Из досье. Олеарий Адам (латинизированная фамилия от Эльшлегер), секретарь и советник шлезвиг-гольштейнского посольства в 1633 – 39 годов в Москву.
Цель – установление торговых сношений через Россию с Персией. Посольства не достигли успеха.
По возвращении домой Олеарий выступил обвинителем против стоявшего во главе посольства Отто Бругмана. Бругман был казнен.
В 1643 году Олеарий ездил один в Москву. Его сочинение “Описание путешествия в Московию...” в первый раз было издано в Шлезвиге в 1647 году, второе – в 1656-м, третье – в 1663-м, четвертое – в 1696-м. В 1656 году появился французский перевод, выдержавший несколько изданий, в 1658-м – итальянский, в 1661-м – голландский, в 1662-м – английский… Герберштейн и Олеарий… Ясно, что XVI – XVII столетиях разница между дипломатической и шпионской деятельностью, скажем так, не ощущалась. И именно тогда формировались представления о русском народе в общественном мнении Запада. И как раз в тот момент вдруг оказалось, что по соседству с Европой существует довольно сильное государство, с которым этой самой Европе теперь придется считаться.
В идеологической войне периода позднего Ренессанса использовался прием, который по-русски называется «перекладывание с больной головы на здоровую».
Причем действительно больной, похмельной.
Европейцы пили, русские – нет
Туманный Альбион. Еще в VI веке (в 570 году) правитель бриттов Гольдас Мудрый издал декрет, коим «каждый монах, напившийся до того, что не в состоянии будет петь во время службы, будет оставаться без ужина». В континентальной Европе VIII век Карл Великий запретил судьям, истцам, ответчикам и свидетелям являться на суд пьяными. А в Германии в XVI веке протестантские проповедники рисуют совсем уж мрачную картину. «Вся Германия зачумлена пьянством, мы проповедуем и кричим против него, но это не помогает… Каждая страна должна иметь своего дьявола, – наш немецкий дьявол – добрая бочка вина, а имя ему «пьянство».
Между прочим, это сказал Мартин Лютер.
Если внимательно просматривать записки иностранцев, посещавших Россию после Герберштейна и Олеария, легко обнаружить, что все они с небольшими вариациями повторяют все те же подсмотренные ими уличные курьезы, услышанные от третьих лиц легенды, или же выдаваемые за чистую монету анекдоты. Есть такой термин – «Аристотелева муха». Великий грек почему-то сказал, что у мухи восемь ног, и столетиями европейские ученные это повторяли. Авторитет гения был непререкаем. Но Герберштейн и Олеарий были не гениями, а немецкими шпионами.
Уже современники этих путешественников возмущались столь вопиющим передергиванием фактов. Хорват Юрий Крижанич, сам приехавший в нашу страну в XVII веке, дабы послужить ей на пользу, заявлял: «пишут... не историю, а язвительную и шутейскую песнь. Наши пороки, несовершенства и природные недостатки преувеличивают и говорят в десять раз больше, чем есть на самом деле, а где и нет греха, там его придумывают и лгут».
И – он же: «Откуда голод, притеснения, мятежи, всякая нужда народа русского, как не от иноплеменников? Куда идут слезы, пот, невольный пост и подати, награбленные с народа русского?
Все это пропивают немцы, торговцы, да полковники, да разных народов послы, да крымские разбойники».
Обратите внимание на это «пропивают». У тех же путешественников проскальзывало удивление, что русские государи не дозволяют своим подданным пьянствовать. Но эти запреты не касались иностранцев, главным образом солдат-наемников. И чтоб у наших предков не возникало соблазна, иностранцев отселили в специальную слободу, где они могли спокойно пить-гулять. Русские называли ее знаково – Наливайки или Наливки.
Пьянствовать не дозволяли государи
Что же, наши прапрадеды так совсем ничего и не пили? Нет, на Руси традиционно изготовлялись напитки брожения на основе меда. И когда в 1386 – 1398 годах генуэзские купцы впервые привезли виноградный спирт (аквавиту) в Россию, то чужеземную диковину признали чрезвычайно крепкой и возможной для употребления лишь как лекарство.
Иностранцы вновь привозят водку в Московию почти через полвека – ко двору юного Василия II. Но русские вновь оценили напиток лишь как полезное с медицинской точки зрения изобретение.
На Руси долго не существовало никаких законодательных запретов или ограничений на употребления алкогольных напитков. В них просто не было необходимости. Более того, государство никак не регулировало рынок алкоголя.
А вся история мировой экономики говорит: государство не обкладывает налогами только те сферы, в которых нет большого дохода.
Лишь когда запасы лесного меда стали истощаться в середине XV века, русские изобрели выгон хлебного спирта. Производство алкоголя с 1474 года становится государственной прерогативой, на потребление вводятся упомянутые выше довольно жесткие запреты.
Александр Проханов о русской пьянке:
– Нет ничего прекраснее, чем русская пьянка! У меня был в жизни период, когда я ушел из НИИ и работал лесником. Я скажу, что нет ничего духовнее, чем встреча изнуренных работой мужиков. Вот они усталые, в ссадинах от топоров.
Один срывает с бутылки зубами козырек и всем наливает в стакан.
Все смотрят сурово. Грозные витязи перед боем. Такие твердые лбы, мощное выражение глаз, никто не улыбнется. Напряженный момент.
Так запускали космические ракеты.
Выпивает стакан один. Другой.
Третий… Идет реакция в каждом реакторе. Меняется лицо. Из сурового, изнуренного, наполненного заботами лица возникает свет, одухотворенность… Происходит взрыв! Солнце! Происходит восход солнца… Все друг друга любят, братаются, никто друг друга не слушает, исповедуются, возникает гвалт, хор, как у Мусоргского.
(Из фильма «Мифы о России»)
Подготовил Андрей НАЗАРОВ
Использованы материалы исторического телесериала «Мифы о России». Авторы: Владимир Аристархов, Владимир Мединский, Николай Петров
Обсудить миф на форуме
|
|
|
стр.2 |
// HB |
|
|
Взгляд из Америки: очаги терактов по-прежнему имеют северокавказскую прописку |
Атеисты и верующие – актуальное противостояние ХХI века |
Казахстан: войска стреляют в мирных людей |
Слушается дело об убийстве Свиридова |
Премия Леонида Вышеславского – А. Зараховичу и Г. Фальковичу. |
|