Автопиаром по электорату решили в 2006 году ударить власти и ведущие партии страны. И подтолкнуло их к этому нашумевшее «Дело Щербинского», разбудившее самосознание миллионов отечественных автовладельцев и заставившее руководство страны всерьез озаботиться наведением порядка на российских дорогах.
Напомним, что весной этого года рядовой водитель из Алтайского края Олег Щербинский был приговорен к четырем годам заключения по той простой причине, что оказался на пути несущегося по «встречке» со скоростью 200 км/час автомобиля губернатора края. Этот факт стал поводом к самоорганизации десятков неформальных объединений рядовых автовладельцев по всей стране, громко заявивших властям о необходимости ликвидации всевозможных привилегий на дорогах.
С Щербинского приговор сняли, а партия власти, в том числе и через Госдуму, активно занялась многочисленными проблемами, волнующими автовладельцев. В парламентских кабинетах в это время появилось сразу несколько законопроектов против всевозможных автопривилегий. Наиболее основательный предложили депутаты-единороссы Владимир Плигин, Владимир Мединский и Александр Москалец. В нем предлагалось до тысячи сократить количество спецномеров, а спецсигналы оставить лишь на автомобилях оперативных служб и на тех, в которых перемещаются высшие должностные лица, подлежащие государственной охране (таких не более 20). Прописано в документе было и ради проезда каких персон дозволяется перекрывать дороги – для президента РФ и руководителей иных государств, принимаемых на высшем уровне. Шуму в СМИ вокруг законопроекта было немало, только дела не было. Так документ и затерялся в думских коридорах, как и другие аналогичные законопроекты.
Проблему с мертвой точки сдвинул президентский указ от 22 сентября «О срочных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения», в соответствии с которым ликвидации подлежали чиновничьи спецномера и до тысячи уменьшалось общее число мигалок. Недавно правительство огласило список тех «счастливчиков», которым официально дозволено использовать спецсигналы. С 1 февраля 2007 года их останется даже меньше тысячи – 977. В частности, администрации президента разрешено оснастить спецсигналами 50 автомобилей, ФСБ – 230, ФСО – 150, в МВД – 173. Кроме того, 87 «мигалок» выделено для руководителей субъектов Федерации, 65 – Генпрокуратуре и 35 – аппарату правительства. 36 проблесковых маячков и сирен останется у министерств и федеральных служб, 12 – у Госдумы, а квота Совета Федерации составляет всего шесть автомобилей. Оставшиеся 173 спецсигнала, надо полагать, предназначены для машин сопровождения охраняемых лиц.
Таким образом, дорожных спецпривилегий лишились почти все депутаты Госдумы и сенаторы Совета Федерации, немалое число чиновников. Наивно полагать, что теперь они будут старательно соблюдать правила дорожного движения и ездить как простые смертные. Стиль перемещения по российским дорогам у них останется прежним - это уже менталитет, подкрепленный различными «солидными корочками» и хитрыми буковками на автомобильных регистрационных знаках, смысл которых хорошо понимают сотрудники ГИБДД. Однако процесс возвращения «небожителей» на бренную землю все же начался. И депутаты, и госчиновники различного ранга вдруг стали чаще попадать во все возрастающие пробки на дорогах столицы и иных крупнейших российских городов. И пьяные водители их стали больше беспокоить, и неправильно припаркованные машины, перекрывающие нормальный проезд транспорта. До них стало доходить: на наших дорогах все настолько запущено, что скоро впору будет пересаживаться на вертолеты, чтобы попасть вовремя на работу или важную встречу.
Но вертолетов на всех не хватит!
Поэтому лучше заняться наведением порядка, пока ситуация не зашла в тупик. Наверное, этим можно объяснить многочисленные инициативы законодателей и чиновников, связанные с дорожным движением. Это и изменения в правилах получения водительских прав, прохождения техосмотра. Сюда же можно отнести и пока представляющиеся нам достаточно экзотическими планы организации новых автодорог по крышам столичных зданий. Хотя специалисты утверждают, что это вполне реальный и экономически целесообразный проект. Кстати, московское правительство проявляет к нему живой интерес.
Показательна в этом плане такая статистика: в настоящее время на рассмотрении в Госдуме находится 15 альтернативных законопроектов, связанных с организацией дорожного движения в России. Депутаты намерены заняться ими вплотную в январе 2007 года, о чем объявил журналистам 19 декабря спикер нижней палаты российского парламента Борис Грызлов. При этом наибольшие шансы на принятие в трех чтениях пророчат законопроекту, подготовленному депутатами Владимиром Плигиным, Александром Москальцом и Александром Харитоновым. В нем предусмотрено весьма значительное ужесточение ответственности за нарушение правил дорожного движения. В соответствии с концепцией документа уровень минимального штрафа предлагается увеличить с 50 до 300 рублей. За неправильную парковку на тротуаре предлагается взимать штраф в размере 1000 рублей, а не 100 - 200 рублей, как сейчас. А за непристегнутый ремень безопасности придется платить 500 рублей (сейчас 50 рублей).
Предлагается применять административный арест на срок до 15 суток в отношении тех водителей, которые управляют транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения либо не имеют права им управлять. Вводится балльная система учета правонарушений.
Все это было бы хорошо, если бы власти всерьез озаботились самим состоянием дорог, по которым автомобилистам приходится ездить. Зачастую именно их не выдерживающее критики состояние провоцирует нарушения ПДД или даже аварии. Да и главные поборники соблюдения ПДД – сотрудники ГИБДД – больше озабочены отловом нарушителей, чем организацией нормального движения автотранспорта, хотя на том же Западе дела обстоят с точностью до наоборот.
Но, может, мы забегаем вперед? Подойдем к этому не в следующем, так в 2008 году. Главное, чтобы движение продолжалось в нужном направлении, а не застопорилось в пробке бюрократического равнодушия, которую даже со спецсигналом не объедешь.
|